09 августа 2020 10:46

Люди – главный капитал

180 лет назад началась история первых железнодорожных династий

Сегодня исполняется 180 лет российским железным дорогам. Их история началась со строительства первой линии, соединившей Санкт-Петербург и Царское Село.
Если судить по гравюрам того времени, 30 октября 1837 года на историческое событие – зарождение российских железных дорог общего пользования – пришли посмотреть около 5000 человек: и знать, и простой люд. Обывателям казалось немыслимым, что создана машина, способная двигаться быстрее лошади. «Исполин, который дышит огнём, ведёт вперёд несколько экипажей с фантастической скоростью», – восхищённо писали газеты. «Самокатная паровая машина», «паровой экипаж», «пароходка» и даже «самовар» – так называли первые локомотивы Стефенсона. А изобретение тогдашнего неологизма «паровоз» приписывается издателю «Северной пчелы» Николаю Гречу.

Паровоз, который отправился в путь 180 лет назад, назывался «Проворный». Его макет сохранился на Октябрьской железной дороге, а оригинал, увы, до наших времен не дожил. Но зато историю сохраняют люди – главный капитал российских железных дорог. Что казалось немыслимым обывателю в XIX веке, стало местом работы основоположников железнодорожных династий.

Сколько династий сейчас на сети РЖД, даже не сосчитать. Общий стаж некоторых железнодорожных семей насчитывает по три-четыре столетия, а если суммировать стаж самых известных династий одной лишь Октябрьской дороги, получится около 14 тыс. лет, в которые вписаны более 80 фамилий. Среди них представители всех хозяйств сети, включая строителей, машинистов паровозов, путевых обходчиков, стрелочников, кочегаров, кузнецов и инженеров путей сообщения.

В числе представителей железнодорожных династий есть поистине легендарные люди. Например, гордость Горьковской дороги – Герой Социалистического Труда Леонид Никитин, который привёл в Киров первый электровоз: он воевал в партизанском отряде в Белоруссии и перенёс через линию фронта десятки килограммов золота, отбитого у немцев.

А на Северной дороге хорошо известна фамилия Гумбург. Основатель династии, общий стаж которой перевалил за 300 лет, Дмитрий Михайлович Гумбург прославился на всю магистраль и далеко за её пределами как неутомимый энтузиаст и новатор в области железнодорожной автоматики и телемеханики. В его активе более 50 рацпредложений и изобретений, он первым на дороге получил в 1996 году звание «Заслуженный рационализатор РФ». В Ярославской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) сейчас трудится его внучка Марина Алавацкая (в девичестве Гумбург). И все в династии электромехаников – дедушка, папа, три родные тёти и дядя – эсцебисты, в один голос твердят, что лучше этой профессии нет на свете.

Подобной точки зрения придерживается и династия машинистов Смирновых с Октябрьской дороги. Отец, двое сыновей и внук работали и продолжают работать машинистами в одном моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский. Говорят, с молоком матери впитали дух железной дороги.

Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск Павел Костянов сам стал основателем династии: он пришёл на Куйбышевскую дорогу 33 года назад и трудится здесь по сей день. За это время он не допустил ни одного случая брака, не было и задержки поездов по вине его локомотивной бригады. Он с гордостью носит знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км». Миллион километров, к слову, – это 25 раз объехать Землю по экватору. Жена и сыновья машиниста продолжили династию.

Снабжать железную дорогу кадрами – очень в духе железнодорожников. На Красноярской магистрали знают и любят династию Макиенко – Шадура – Уваровых – Стрельцовых. Свою историю семья железнодорожников ведёт ещё с начала XIX века. Основатель династии Дмитрий Макиенко работал монтёром пути, отслужил на дороге более 30 лет. И все его шестеро детей пошли по стопам отца. Сегодня потомки этого рода трудятся на КрЖД инженерами связи, а самая младшая в семье – Анастасия Стрельцова – работает и учится на Красноярской Детской железной дороге.

Российские железные дороги за без малого два столетия превратились в одну из ключевых отраслей российской экономики, а холдинг «РЖД» стал одной большой семьёй для всех железнодорожников. Сейчас здесь трудятся около 1 млн человек, которые ежедневно вписывают свои имена в железнодорожную летопись. В том числе участвуя в проекте «РЖД – это Я», объединившем на своём сайте www.рждэтоя.рф за первые два месяца с момента старта уже более 2,5 тыс. человек. Участники акции делятся историями о себе, своих коллегах и родных, самые интересные из которых мы отобрали для вас совместно с партнёром проекта НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и публикуем сегодня.

Яна Позолотчикова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31