09 августа 2020 11:40

Любовь дирижёра – железная дорога

Житель Пензы Александр Сачков создал единственный в своём роде уникальный домашний музей железнодорожного транспорта

У Александра Владиславовича Сачкова в жизни две большие страсти – музыка и железная дорога. И трудно сказать, что для него главнее. Когда пришло время выбирать будущую профессию, поступил в Московскую государственную консерваторию. Вернувшись после учёбы в родную Пензу, дирижировал хором в городской филармонии. А с 2004 года  руководит музеем истории железнодорожного транспорта Пензенского региона Куйбышевской дороги.
Как же получилось, что человек, окончивший консерваторию, дирижёр, музыкант стал преданным поклонником железных дорог и хранителем их традиций?

Началось это в далёкие 70-е, когда бабушка впервые привела маленького Сашу во Дворец культуры железнодорожников им. Ф.Э. Дзержинского на занятия музыкой. Возвращаясь домой, он видел проносящиеся мимо локомотивы, которые завораживали мальчика своей мощью и красотой.

А однажды случилось чудо: машинист стоявшего поезда, заметив неподдельный интерес мальчугана, взял его в кабину. Восторгу не было предела.

В те же годы для него впервые открылся сложный и многогранный мир моделирования. Как-то школьный товарищ привёз из Питера модель немецкой железной дороги. Увидев миниатюрный локомотив, тянущий по рельсам маленькие вагончики, Саша буквально заболел ими. С тех пор он начал собирать железнодорожные модели. Это были высокотехнологичные игрушки, сделанные в ГДР, поскольку своего производства подобных игрушек в СССР тогда ещё не было. Позже и у нас научились делать такие модели, правда, в небольшом масштабе. А пока, частенько приезжая в Москву в гости к родственникам, Александр обходил все известные точки, где можно было купить интересующие его экспонаты. Коллекция постепенно пополнялась.

Очередным откровением стало для Александра случайное знакомство с моделями американских локомотивов, о которых он не знал ничего, поскольку увидеть их, а тем более приобрести в те годы было практически невозможно. Это потом, в Москве, в консерватории, где учились студенты из разных стран, он с их помощью серьёзно пополнил свою американскую коллекцию. Экспозиция, которая сейчас насчитывает около 100 моделей паровозов, электровозов, газотурбовозов, тепловозов и прочих видов локомотивов, посвящена истории развития американского паровозостроения за 185 лет.

И всё-таки не это стало главной любовью Александра Сачкова. В его двухкомнатной квартире в Пензе целая комната отведена под музей истории станции Пенза-1 за 140 лет – начиная с 1874 года, когда в город пришла Моршанско-Сызранская железная дорога, и до наших дней.

На огромных стеллажах, занимающих более 15 кв. м, расположился макет станции, где всё продумано до мелочей. Вот кирпичное здание вагонного депо, контора, чуть поодаль мастерские, разные строения на грузовом дворе, большой парк вагонов и локомотивов, маленькие фигурки путейцев у стрелки, колонка для заправки водой.

У противоположной стены – пензенский вокзал, каким он был в ХIХ веке, прогуливающиеся по перрону пассажиры, готовящийся к отправлению паровоз. И это не просто застывшая увлекательная игрушка, а самая настоящая станция, разве что в многократно уменьшенном размере. Стоит только нажать кнопку, повернуть тумблер – и всё приходит в движение: выпуская дым, бежит по рельсам паровоз, фланируют по перрону дамы и кавалеры, горят сигнальные огни, одним словом, станция работает. И всё это дело рук Сачкова, который более 14 лет создавал эти шедевры модельного искусства.
«Когда говорят о достопримечательностях Пензы, прежде всего вспоминают имена Белинского, Мейерхольда, Лермонтова и других выдающихся людей, оставивших свой след в истории Пензенской губернии, – говорит Александр Владиславович. – Это, конечно, замечательно, но ведь Пенза ко всему прочему – уникальный город, через центр которого проходит железная дорога, здесь же находятся четыре станции. Только у нас в городе восемь железнодорожных музеев, а ещё два в Рузаевке и Моршанске. Где ещё вы найдёте такое? Меня это всегда восхищало и, можно сказать, в какой-то степени подвигло на воплощение в макете истории станции Пенза-1. К тому же теперь у меня появился хороший помощник – мой сын Николай, который выбрал профессию железнодорожника, сейчас работает дежурным по станции Пенза-4 и заочно учится в РУТ (МИИТ). Недавно мы с ним закончили очередной проект – макет пункта технического обслуживания локомотивов, над ним мы трудились около 5 лет».

Когда смотришь на миниатюрную копию ПТОЛа, выполненную в масштабе 1:87, трудно поверить, что это дело рук человеческих, настолько всё тонко, точно и мастерски сработано. Как и в предыдущих макетах, здесь всё как настоящее: железнодорожные пути, здание депо, прилегающая территория, служебные помещения, внутренняя и внешняя подсветка. Можно только догадываться, сколько труда, терпения, знаний и умения потребовалось автору этого технического произведения (иначе и не скажешь), чтобы получилось то, что он планировал.

Есть у мастера железнодорожного моделирования и другие задумки, ведь это увлечение стало делом его жизни. А пока он с таким же неподдельным энтузиазмом отдаётся другому своему любимому занятию: вот уже более 13 лет Сачков руководит музеем Пензенского региона Куйбышевской дороги. Это стало его основной работой после распада хора при филармонии, которым Александр Владиславович дирижировал на протяжении 10 лет. Как он признался, сейчас его главное желание – сохранить и приумножить экспозицию, которую пришлось заново собирать буквально по крупицам. Музей, основанный в 1974 году, в 90-е годы после распада СССР прекратил своё существование, так что восстанавливать его приходилось практически с нуля. На протяжении пяти лет Сачков исколесил полстраны в поисках экспонатов для своего музея, сам ходил по железнодорожным предприятиям, собирая паровозные инструменты, сигнальные фонари, фотографии. Благо добровольных помощников у него оказалось немало: члены Пензенского клуба любителей железных дорог, ветераны-железнодорожники, студенты техникума, работники дороги. Прослышав о восстановлении своего музея, люди несли у кого что было.

Сегодня здесь можно увидеть множество уникальных тематических коллекций, например фрагменты первых рельсов, аппарат Морзе, которым пользовались до 1958 года, мебель конца ХIХ века, железнодорожную форму за последние 100 лет, архивные документы, целую галерею художественных полотен, книги, большую подборку кинофильмов и другие экспонаты, связанные с историей железных дорог. Редкий музей может похвастать такой богатой коллекцией. И это заслуга в первую очередь небезразличного человека Александра Сачкова.

А музыке Александр Владиславович остался верен: в свободное от основной работы время он поёт в местном храме.

Людмила Клюшникова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31