09 августа 2020 11:07

Путь в профессию

Окончание. Начало см. на 2-й полосе

Как вы стали железнодорожником?
Александр Скачков,
начальник Забайкальской дороги:

– Я родился в железнодорожном посёлке Ерофей Павлович, на крупной станции Транссибирской магистрали. Жили мы на улице Деповская. Собственно, своим появлением в начале XX века этот населённый пункт обязан строительству железной дороги: здесь снабжали водой паровозы, было построено одно из первых на ЗабЖД вагонных депо, работало локомотивное депо и участок по ремонту локомотивов. В Ерофее Павловиче находятся дистанция пути, дистанция сигнализации централизации и блокировки, дистанция электроснабжения и другие предприятия. В посёлке немало трудовых династий, вся жизнь которых связана со стальной магистралью.
Всё это, видимо, предопределило мою дальнейшую судьбу. В Хабаровский институт железнодорожного транспорта я решил поступать по примеру своих товарищей.
И, честно признаться, сначала даже и не представлял, насколько интересной окажется моя будущая профессия. В вуз приезжала молодёжь со всего Дальнего Востока. Жили мы в общежитии. В основном в группе были деревенские ребята. На практику нас отправляли в дальние бамовские посёлки, работали в студенческих отрядах, дружили. А ещё очень поддерживал и помогал нам во всём декан Борис Андреевич Мамот.
В институте я учился по специальности «вагоностроение и вагонное хозяйство». Был старостой группы. Во время одной из студотрядовских практик в поезде познакомился со своей будущей женой Натальей, которая училась в Хабаровском институте железнодорожного транспорта на экономиста. Мы сыграли студенческую свадьбу, а через год было распределение. Так я попал в вагонное депо Иркутск-Пассажирский. Работал мастером, бригадиром. Через какое-то время стал начальником этого депо. На Восточно-Сибирской магистрали трудился и как инженер, и как управленец. Но, видно, не зря говорят: «Где родился, там и пригодился». Через годы мне предложили возглавить Забайкальскую дорогу.


Валерий Танаев,
начальник Северной дороги:

– Мой дед работал составителем поездов на станции, которая обслуживала аглофабрику в Новокузнецке. Готовясь к ночной смене, днём он ложился спать и укладывал меня. Мне спать не хотелось, и как только дед засыпал, я тихонько вылезал из-под его бока и занимался своими делами. Но при этом я помню, что очень любил в то время отвечать взрослым на вопрос о том, куда я пошёл: «Я спать, мне в ночь на работу».
Паровоз впервые увидел, когда мне было четыре года. Мы с родителями ехали к бабушке с дедушкой и на станции Бердяуш пересаживались на пригородный поезд. Когда паровоз присоединялся к вагонам, он дал гудок. Я рванул в сторону от паровоза так, что отчётливо помню, как, отрываясь от земли, успевал сделать несколько шагов в воздухе. В итоге мы чуть не опоздали на поезд, настолько я испугался паровозного гудка и не хотел ехать.
Но к технике, к машинкам, к тем же паровозикам тянуло всё детство – постоянно что-то мастерил. А вот детской железной дороги у меня не было, мечтал о ней. Смог реализовать мечту, только когда у меня самого родился сын. Я, наверное, так перенасытил его паровозами и тепловозами, что, выбирая профессию, он сказал: «Хватит нам одного железнодорожника в доме».
Ну а сам я после школы поступил в железнодорожное училище. Первая практика проходила в локомотивном депо Новокузнецк. Именно тогда мне навсегда врезался в память запах. Запах свежего и отработанного масла, смазки. Он до сих пор, когда захожу в депо, вызывает у меня ощущение оптимизма, прилив энергии. Я заряжаюсь духом железнодорожника.
Эта профессия требует многого. Прежде всего ответственности и самодисциплины. Частенько приходилось преодолевать себя, порой идти против своих принципов и привычек, если они не дают получить необходимый результат. Помню ли я свою первую самостоятельную смену? Это было в Новокузнецке, когда я стал слесарем в локомотивном депо. Но «первая смена» для меня продолжается до сих пор, кем бы я ни работал, она начинается с каждым новым профессиональным этапом. А иначе и не может быть у тех, кто любит свою профессию, предан ей и уважает людей, которые трудятся вместе с ним.

Александр Лапшин,
заместитель начальника Горьковской дороги по Ижевскому территориальному управлению:

– Можно сказать, что профессию железнодорожника я не выбирал – других вариантов в моей жизни, наверное, просто не было. Это судьба. Рос я в Агрызе – это небольшой город и крупный железнодорожный узел на востоке Татарстана. Большинство жителей там – железнодорожники. И мой дед был машинистом. А у него пять дочерей. И всех их он выдал замуж тоже за машинистов.
Детские воспоминания: вечера, когда все собирались за столом. И начинался разговор о вождении поездов, о том, как устроены горловины станций. Спорили, отстаивали свои точки зрения до хрипоты. Так что я был с самых ранних лет в курсе всех проблем в депо, происходящих на железной дороге событий, в курсе тонкостей управления локомотивом.
Конечно, и в школе пошёл в кружок юных железнодорожников. Осталось такое замечательное воспоминание: мы едем в Горький на Детскую железную дорогу, проходим там поездную практику. Потом я отправился учиться в Алатырский техникум железнодорожного транспорта. И вернулся в родной город, пришёл работать именно в то локомотивное депо, где работали и дед, и отец. Начал с должности помощника машиниста.


Виталий Григорьев,
генеральный директор АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания»:

– Так вышло, что я первый железнодорожник в своём роду. Но ответ на вопрос, кем быть, я знал ещё в раннем детстве. Моему отцу по долгу службы посчастливилось побывать в разных странах. До сих пор помню свою первую игрушечную железную дорогу, которую он привёз мне из Германии. Это была даже не дорога, а целый комплект из моделей реальных локомотивов, вагонов, рельсов, стрелок, переездов, семафоров, вокзалов, домов, мостов… Играя, совсем юным мальчишкой, я сразу понял, что выбор предопределён. Далее всё в моей жизни было подчинено этой цели.
Не побоюсь утверждать, что я люблю железную дорогу до степени обожания.


Сергей Канцур,
генеральный директор ОАО «Пермская пригородная компания»:

– Железнодорожником стал неожиданно для самого себя: создавалась Пермская пригородная компания, и учредители пригласили её возглавить. По образованию и прежней работе был далёк от железнодорожного транспорта, поэтому оказался как в другой стране, пребывание в которой надо начать с изучения языка. У железнодорожников он интересный, очень много терминов, аббревиатур, специфических ударений в словах. Со временем разобрался во всём, да и сила корпоративной культуры в РЖД такова, что быстро затягивает. Сейчас из приглашённого считаю себя полностью дееспособным железнодорожником.


Виталий Шульгин,
генеральный директор АО «ППК «Черноземье»:

– Карьерный путь я начинал на Приволжской дороге проводником пассажирского вагонного депо станции Волгоград-1. В июле 1993 года мне пришлось поработать на таких направлениях, как Волгоград – Москва, Волгоград – Санкт-Петербург, Волгоград – Адлер, Волгоград – Казань. И конечно, была возможность в пунктах оборота после уборки вагона побывать в этих городах с экскурсией. Тогда мне был всего 21 год, впечатлений оказалось предостаточно, ведь постоянно приходилось общаться с пассажирами, получать много новых интересных знаний. В тот период постоянно работал над самообразованием, читал много технической литературы, участвовал в конкурсах на лучшего проводника. Сначала победил на конкурсе в своём депо, потом выиграл конкурс на уровне Приволжской дороги.
Через год после прохождения трёхмесячных курсов я стал начальником поезда. Много новых направлений пришлось освоить. Принимал участие в конкурсе на лучшего начальника поезда, где занял первое место. Затем в этом же депо в 1995 году перешёл на должность инструктора по производственно-техническим вопросам. Потом параллельно с работой началась учёба. Сначала в 1998 году окончил Волгоградский техникум железнодорожного транспорта, затем в 2002 году – Российский открытый технический университет путей сообщения по специальности «вагоны».
В 2006 году был назначен на должность заместителя генерального директора по организации перевозок ОАО «Волгоградтранспригород».
И вот уже более 20 лет я тружусь на благо российских железных дорог, а когда летом 2014 года мне было оказано доверие со стороны центрального аппарата ОАО «РЖД» с предложением возглавить АО «ППК «Черноземье», я долго не раздумывал.


Лев Высоковский,
начальник Дирекции аварийно-восстановительных средств Южно-Уральской дороги:

– С детских лет железной дороги вокруг меня было очень много. Разговоры отца дома, с товарищами (а он был движенец и на заслуженный отдых ушёл с должности заместителя начальника Южно-Уральской дороги), праздничные демонстрации, где я шагал с шарами и флажками, на которых написано «ЮУЖД». Всё это сохранилось на фотографиях.
Словом, когда окончил школу, решил идти своим путём. Была мечта об автотракторном факультете Челябинского политехнического института. Но от судьбы и влияния отца не уйдёшь – пошёл в техническое училище на помощника машиниста. Потом армия, снова учёба – на машиниста, и железная дорога овладела мной полностью. Была интересная работа, на которую ходил в железнодорожной форме (это сейчас локомотивные бригады перед поездкой переодеваются). В колонне пассажирского движения осваивали езду в одно лицо. У нас были специальные талоны, и в поездку получали даже копчёную колбасу, что совсем не было мелочью. Скорость, техника, ответственность – самая мужская и нужная работа.
А дальше снова учёба – в Уральском государственном университете путей сообщения, переход в машинисты-инструкторы и дальше по вертикали. Стал начальником локомотивного депо Златоуст, оттуда был приглашён возглавить локомотивную службу ЮУЖД, а потом и Южно-Уральскую дирекцию тяги.
Сейчас для меня на смену локомотивам пришли тракторы, тягачи с танковыми двигателями – техника, необходимая при аварийно-восстановительных работах на железной дороге. И это, наверное, тоже судьба.


Александр Шаповалов,
начальник Дирекции аварийно-восстановительных средств Куйбышевской дороги:

– Я железнодорожник в третьем поколении. Мои бабушка и дедушка, родители работали на Казахской и Целинной железных дорогах. Железная дорога всегда была перед глазами, поэтому вопрос о выборе профессии в семье не стоял. В 1977 году поступил в Целиноградский железнодорожный техникум на специальность «путевые и строительные машины».
На практике работал помощником машиниста укладочного крана УК25/9 в путевой машинной станции № 161 (Целиноград). Дух захватывало, когда путевые машины проводили ремонт пути в «окна». Поразили организация работ и масштаб. Впервые увидел, как на глазах обновляются стальные пути, как слаженно взаимодействуют люди и машины. Просто нельзя было не влюбиться в железную дорогу. Эти задор и восхищение сохранил на всю жизнь.
В 1989 году окончил железнодорожный институт по специальности «вагоностроение и вагонное хозяйство». Позднее перевёлся на Куйбышевскую дорогу в вагонное депо Кинель. И до сих пор верен выбранной профессии, магистрали и отрасли.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31