09 августа 2020 11:53

Всегда в хорошей форме

История форменного обмундирования специалистов, имеющих отношение к железным дорогам, началась в России задолго до появления железных дорог – в 1809 году

Тогда, 208 лет назад, в Институте Корпуса инженеров путей сообщения стали готовить инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения. Первые воспитанники корпуса носили офицерские мундиры, но без эполет. В 1830 году были введены пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря – этот знак сохранился вплоть до 1932 года, то есть до введения знака из ключа и молотка.
Проектировщик и строитель Царскосельской железной дороги Франц Антон Герстнер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы. Накануне открытия регулярного движения поездов между Петербургом и Москвой было утверждено положение, где было указано, что четырём ротам обслуживания полагается мундир военного образца и каска. Кондукторам и обер-кондукторам выдавался фашинный нож на чёрной портупее.

До революции в форменной одежде всегда присутствовали детали, закрепляющие место железнодорожника в сословной иерархии.

В советское время первый «форменный» приказ Центрального управления железнодорожного транспорта НКПС СССР № 7258 «О порядке содержания и обслуживания пассажирских поездов беспересадочного сообщения» был издан 19 октября 1922 года. Он предписывал начальникам поездов, проводникам-истопникам и смазчикам быть одетыми в форменные куртки и фуражки с синим кантом. Каждый проводник-истопник должен был иметь на куртке нагрудный знак с номером. У тужурки начальника поезда – на обшлагах рукавов и по воротнику серебряный кант, а в петлицах на воротнике шифровка – инициалы дороги. В 1923-м вернулась фуражка с красной тульей для начальников станций.

В 1926 году вводится единая униформа для определённых служб, в её составе – чёрная фуражка без кантов с широким лакированным фибровым козырьком; на околыше крепилась железнодорожная эмблема и цветная лента, обозначавшая принадлежность к той или иной службе; тужурка с отложным воротником с петлицами на углах воротника (как на красноармейских шинелях) разного цвета для каждой службы.

С 16 марта 1932 года форму ввели для всех. В августе 1932-го эмблему на головном уборе сменили на красную звезду с изображением на ней паровоза, а на петлицах – с французским ключом и молотом. В те годы исчезла шифровка на петлицах с обозначением дороги.

Во время Великой Отечественной войны железнодорожники надевают погоны. С 1955 года форма становится более демократичной и удобной, при этом должностные знаки различия сохраняются.

Приказ Минтранса РФ № 217 «О знаках различия и порядке их ношения с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров» был издан 27 ноября 2009 года, а с 2010-го новая форма победившего в тендере дизайнера Виктории Андреяновой стала поэтапно внедряться во всех отделениях РЖД.

На всех формах железнодорожников есть знак отличия – овальный контурный серый щит с красной окантовкой и красными стилизованными вышитыми буквами «РЖД». Он обязательно помещается на левый рукав рубашки, костюма, верхней одежды.

О принадлежности к региональному филиалу компании говорит специальный знак на рукаве кителя или рубашки – аббревиатура отделения железной дороги. Вышедшие на пенсию железнодорожники имеют право надевать свою форменную одежду с теми знаками различия, которые были получены ими в момент выхода на заслуженный отдых.




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31