09 августа 2020 11:44

Малое кольцо: вчера и сегодня

В конце XIX века, с развитием железнодорожной сети вокруг Москвы, всё острее становилась проблема транзитного движения. Передача грузов с одного примыкающего направления на другое требовала удобной связи между товарными станциями Московского железнодорожного узла.
Решение о строительстве 54-километровой Московской окружной железной дороги (МОЖД) было принято осенью 1897 года. Инициатором был министр финансов Российской империи Сергей Витте, много сделавший для развития железнодорожного транспорта в России. 7 ноября 1897 на особом совещании с участием императора Николая II постановили приступить к сооружению магистрали, отчего за дорогой надолго закрепилось именование «царская». В том же 1897 году комиссия при МПС под председательством товарища министра В.А. Мясоедова-Иванова приступила к проектированию и указала точки пересечения МОЖД с существующими и строящимися радиальными направлениями.

Проектирование длилось четыре года, с 1898 по 1902, инженерами-путейцами было предложено 13 вариантов проектных решений. Избранный проект предусматривал строительство четырёх главных путей, из которых два пути предназначались под пассажирское движение и два – под грузовое. Затем в целях экономии денег и ради скорейшего пуска магистрали приняли решение сооружать МОЖД в два пути, но с полным оборудованием, товарными и пассажирскими станциями.

Строительные работы на МОЖД начались 19 июля 1903 года под руководством инженера 5-го класса Петра Рашевского. Кольцо получилось не совсем круглое: на северо-западе оно оттягивается на 12 км, а на юге проходит в пяти км от Кремля, фактически по центру современной Москвы. С самого начала острословы окрестили кольцевую магистраль как «Московская кругосветка». По мере износа дороги ближе к концу XX столетия в обиход москвичей вошло выражение «Ржавое кольцо». В газетах начала XXI века можно найти ностальгический заголовок «Забытое кольцо столицы».

В 1907 году по Малому кольцу был отправлен первый поезд, однако полностью правительственная комиссия дорогу не приняла по двум причинам: на станции Лихоборы не был готов поворотный круг паровозов (в целости и сохранности дошёл до наших дней, находится на территории локомотивного депо Лихоборы-Окружные в САО). Не готово оказалось в Лихоборах и общежитие для кондукторов, а на станции Ростокино замечено неприлегание остряков к рамным рельсам стрелочных переводов.

Всего на кольце были построены: станция Лихоборы 3-го класса с паровозным депо на 12 стойл, 13 станций 4-го класса (Владыкино, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово, Канатчиково, Кутузово, Воробьёвы горы, Пресня, Серебряный Бор), два остановочных пункта (Потылиха и Военное поле), один телеграфный пост в Братцево. Все названия станций доныне сохранились и звучат как частичка истории старой Москвы.

Архитектурное оформление дороги было поручено зодчему А.Н. Померанцеву. Для служащих дороги на кольце построили 30 жилых домов. Эти нарядные дома, как и все здания Окружной дороги, возведены в узорчатом архитектурном стиле, сочетающем приёмы московского модерна с мотивами классицизма, викторианской готики и древнерусского стиля. Здания станций выстроены из красного кирпича с белой орнаментовкой – штукатурным декором. Издалека были видны высокие черепичные крыши с трубами для голландских печей.

Примечательная особенность дороги – все пассажирские здания на ней расположены внутри кольца со стороны города, а товарные платформы, пакгаузы, конторы и станционные пути – с внешней стороны кольца.

Самое сложное и дорогостоящее на Окружной магистрали – мосты и искусственные сооружения. Крупных мостов через Москву-реку на Окружной с самого начала было четыре: Даниловский, Дорогомиловский и два арочных в Лужниках – Андреевский и Краснолужский. Два средних моста через реки Яуза и Лихоборка. Проектировали мосты инженеры Г.П. Передерий, Н.А. Белелюбский и Л.Д. Проскуряков. Дорога отличалась разнообразием малых мостов – их было 31, не считая пешеходных.

19 июля 1908 года состоялось официальное открытие движения по Московской Окружной железной дороге. Торжества проходили на станции Серебряный Бор в присутствии многочисленных гостей, представителей царской фамилии, правительства, городских властей.

Первоначально по Окружной дороге ходили только пассажирские поезда. Был назначен довольно высокий тариф 3 руб. 40 коп. Результаты оказались удручающими – со времени открытия дороги и до конца сентября выручили всего… 132 руб.! И 6 октября 1908 года было официально объявлено, что «на Московской Окружной железной дороге прекращено движение пассажирских поездов ввиду полного отсутствия пассажиров».

С 10 октября 1908 года по Окружной железной дороге открылось грузовое движение «для передачи, обмена грузами с прилегающими к Москве железными дорогами». В 1916 году МОЖД включили в состав Московско-Курской железной дороги, год спустя по линии прошла новая граница Москвы.

В первые годы советской власти Окружная дорога снова стала перевозить пассажиров, в основном рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий быстро развивавшейся в столице промышленности. Но основной профиль по-прежнему оставался грузовой. К концу 1920-х годов окраинные районы, через которые проходила трасса Окружной, получили надёжное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 году пассажирское движение по кольцу было прекращено. На долгие десятилетия «кругосветка» стала самостоятельной железной дорогой со специализацией на грузовых перевозках.

В годы Великой Отечественной войны по кольцу шли транзитом грузы для фронта. Возглавляла МОЖД в те годы первая в мире женщина – начальник железной дороги Зинаида Петровна Троицкая. С 1955 года Малое кольцо стало оснащаться маршрутно-релейной централизацией стрелок и сигналов, что многократно увеличило пропускную способность магистрали. В 1959 году кольцо стало частью вновь образованной Московской железной дороги. С середины 1960-х годов стали рассматриваться проекты реконструкции МОЖД под пассажирское движение. Планы осуществились спустя полвека.

10 сентября 2016 года воплотились мечты многих поколений москвичей и тружеников магистрали – по Московскому центральному кольцу плавно и бесшумно «полетели» быстроходные комфортабельные «Ласточки». К 25 октября 2017 года МЦК перевезло уже свыше 115 млн пассажиров, их максимальное суточное количество превышало 400 тыс. человек.

Игорь Ленский
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31