15 августа 2020 11:06

Методы просты, улучшения – очевидны

В 2017 году Московской дирекцией связи предложены для реализации новые разработки бережливого производства

Распространение лучшего опыта является неотъемлемой частью деятельности любой организации, внедряющей принципы, методы и инструменты бережливого производства. Есть ли в этом своя закономерность? Конечно. Ведь обеспечение распространения лучшего опыта в организации может существенно повлиять на её работу, экономя значительное количество средств, времени и прочих ресурсов.
Николай Борисов, главный инженер Московской дирекции связи
Технологии бережливого производства получили распространение во всех региональных центрах связи на полигоне столичной магистрали
– Николай Андреевич, Московская дирекция связи, как и другие подразделения, расположенные на полигоне столичной магистрали, судя по имеющимся показателям, достаточно продуктивно включилась в реализацию проектов бережливости.
– Согласен. В текущем году нами запланировано к внедрению девять таких проектов с общим годовым экономическим эффектом 146 тыс. руб. Цифры, что называется, говорят сами за себя. Мы понимаем простоту и эффективность методов, взятых из системы улучшений, для оптимизации рабочего пространства, улучшения деятельности нашего коллектива. Так что процесс внедрения принципов бережливости в нашей дирекции не обделён вниманием со стороны руководства. Но говорить о том, что само по себе внедрение бережливости даёт производству неограниченные возможности, на мой взгляд, выглядело бы преувеличением. Технологии работ, которые мы применяем в своей производственной деятельности, выработаны и совершенствуются в продолжение достаточно долгого срока. Для их кардинального изменения нужны не только рычаги внедрения бережливости, но и большие финансовые вливания. Наша дирекция обеспечивает телекоммуникационными услугами структурные подразделения и предприятия столичной магистрали. Так что наша деятельность – это прежде всего планирование и обеспечение заданного уровня надёжности систем телекоммуникаций МЖД. Это целый комплекс вопросов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов, организацией эксплуатации систем связи, внедрением современных и эффективных технических и технологических решений, бюджетной и финансовой дисциплиной. Соответственно и проекты бережливого производства, проработкой которых занимаются наши специалисты, требуют подготовки, анализа, изучения возможных вариантов, обоснования выделяемых ресурсов. Эта работа всегда ограничена во времени, имеет чётко определённый результат.

– Очень часто в таких случаях для реализации подобных проектов требуется работа межфункциональных групп (участие представителей смежных служб).
– Да. И за примерами далеко ходить не надо. Так, в рамках такой группы совместно с руководством Московской дирекции инфраструктуры сейчас нами прорабатывается возможность замены воздушных линий связи телефонными на малодеятельных участках МЖД. Например, на участке Кустарёвка – Морсово в Рязанском регионе, где за сутки проходит лишь одна пара поездов. Последний капитальный ремонт «воздушки» был здесь произведён в 50-х годах минувшего века. Линия поддерживается за счёт текущей эксплуатации. Реализация проекта позволит высвободить обслуживающий персонал. Понятно, что для этого придётся внести соответствующие изменения в систему организации движения поездов, в схемы организации связи, пересмотреть ряд нормативных документов. Словом, предстоит достаточно кропотливая работа. Для скорейшего решения вопроса к деятельности созданной нами межфункциональной группы подключился заместитель главного инженера дороги по территориальному управлению. Думаю, в 2018 году удастся реализовать проект. Но остаётся ещё целый ряд других участков, где данный вид связи изжил себя физически и морально. Скажем, в Брянском регионе это участок Жеча – Стародуб. В Смоленском: Валутино – Сошно. Разумеется, мы не оставим без внимания и их.

– Насколько эффективны эти проекты, и в чём сложность их внедрения?
– С точки зрения эффективности межфункциональные проекты приносят гораздо большую отдачу, чем простой функциональный проект. Они направлены на улучшение показателей деятельности сразу нескольких подразделений ОАО «РЖД», в данном случае действующих на полигоне Московской дороги. Кроме того, реализация межфункциональных проектов бережливого производства позволила чётко выявить сильные и слабые стороны.
К первым прежде всего необходимо отнести возможность вовлечения трудовых коллективов в созидательный процесс и создание конкурентной среды через внедрение системного подхода к активизации творческой работы коллективов. Внедрение межфункциональных проектов позволило объединить подразделения различных вертикалей, нацелив на получение конечного результата. При этом их синергетический эффект в разы превосходил «дивиденды» от реализации локальных проектов, лежащих в основе стержневого проекта, направленного на повышение эффективности перевозочной деятельности.
К числу таких разработок относится и та, что осуществлена Орловско-Курским региональным центром связи. Впервые за пять лет участия Московской дирекции связи в программе внедрения проектов бережливого производства этим РЦС совместно с Московским информационно-вычислительным центром был приведён к реализации межфункциональный проект, подразумевающий замену спутникового оборудования модемами GSM. Такая технология является стандартным решением в области беспроводной связи для железнодорожного транспорта и служит безопасной платформой для обеспечения передачи данных при организации работы удалённых станций.
Замечу, что передача данных при этом осуществляется на большой скорости. Эти и другие особенности значительно улучшают качество коммуникаций и предоставляют широкие возможности для организации поездной работы и управления безопасностью движения поездов.

– Сегодня неустойчивые тенденции в экономике заставляют в том числе и железнодорожников предельно концентрироваться, искать внутренние резервы.
– Именно поэтому свою деятельность в рамках бережливой системы мы осуществляем в нескольких направлениях. О некоторых осуществляемых с нашим участием межфункциональных проектах я рассказал. Но в последнее время немало внедрено проектов в рамках одной нашей дирекции (функциональные проекты). Такая работа успешно выполняется благодаря слаженной и профессиональной команде руководителей и специалистов разных уровней. А прямым следствием грамотного использования внутренних резервов стало сокращение эксплуатационных расходов. Так, использование для горячего водоснабжения административного здания Московской дирекции связи водонагревателя косвенного типа позволило нам в ходе отопительного сезона отказаться от электрических водонагревателей и производить нагрев воды за счёт систем отопления, тем самым получая экономию электроэнергии. Помимо этого, оптимизация систем отопления в связевых помещениях постов ЭЦ достигнута за счёт возможности регулировать подачу теплоносителя в радиаторы батарей. А перенос связевого оборудования с постов ЭЦ в контейнеры связи позволил сократить расход электроэнергии, не связанный с эксплуатацией оборудования. Или, например, при осуществлении проекта Московско-Курского РЦС «Мониторинг питания шкафов ПСЧ с использованием реле РН-01М и отображением событий в единой системе мониторинга и администрирования ЕСМА» не предусматривалось конкретного экономического эффекта. Однако его реализация позволила полностью исключить отказы по питанию. По этой причине существенно был увеличен срок службы оборудования.
Действенный способ для увеличения оперативности при устранении возможных повреждений устройств связи и радиосвязи найден разработчиками проекта «Бережливое производство» Тульского регионального центра связи (РЦС-5). С его внедрением ремонтно-восстановительные бригады центра, направляясь к месту обнаруженного повреждения, стали затрачивать на дорогу значительно меньше времени.
В регионе существует большое количество железнодорожных станций, расположенных далеко от областного центра. Чтобы обслужить их, связистам приходилось тратить на дорогу только в один конец по нескольку часов. Например, станцию Белёв (как и город с одноимённым названием) разделяет с Тулой 120 км, время движения по маршруту только в одну сторону – два с половиной часа. Суть проекта, который разработала группа во главе с главным инженером РЦС-5 Олегом Дубининым, состоит в изменении границ обслуживания ремонтно-восстановительных бригад и автотранспорта. Выдвинутое разработчиками предложение сводилось к передислокации ремонтно-восстановительной бригады вместе с закреплённым автотранспортом в дополнительную ключевую точку Тульского региона на станции Белёв. Эффект от его внедрения – уменьшение пробега автотранспорта, экономия ГСМ, уменьшение рисков возникновения ДТП.

– И всё-таки, судя по результатам 2017 года, в большей степени вы уделяли внимание крупным межфункциональным проектам, направленным на совершенствование сквозных технологий.
– Поиск простых технических решений, направленных на выявление и устранение серьёзных потерь в технологических процессах, по-прежнему остаётся для нас приоритетной задачей. Однако руководство дирекции будет делать всё необходимое, чтобы хозяйское отношение к содержанию устройств и рабочих мест во всех наших структурных подразделениях стало нормой. Ведь принять участие в проектах бережливой системы по силам каждому специалисту.

Беседовал Владимир Горелкин
Фото из архива
Московской дирекции связи



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31