22 сентября 2020 04:05

Герои Сталинграда

Под непрекращающимися бомбёжками и обстрелами вели машинисты поезда на передовую

В этом году исполнилось 75 лет с начала сражения за Сталинград, ознаменовавшего коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. По просьбам читателей «Московский железнодорожник» продолжает публикацию материалов («МоЖ» №33 8 сентября 2017 года), базирующихся на исследованиях кандидата исторических наук, почётного железнодорожника Александра Манжосова, в которых раскрывается вклад работников стальных магистралей в победу Красной Армии в битве на Волге.
В условиях жесточайших вражеских бомбёжек, артиллерийских обстрелов, массовых разрушений железнодорожных объектов работали сотни сталинградских железнодорожников. Вот – только некоторые эпизоды этой великой трудовой битвы, относящиеся к октябрю–ноябрю 1942 года.

У станции Котлубань немецко-фашистские лётчики обнаружили движущийся железнодорожный состав с цистернами, в которых находилось горючее для танковых и авиационных частей. Главный кондуктор К.П. Зимников и старший кондуктор Г.И. Журбин из ОРКП-11 заметили неприятельские самолёты. Началось неравное состязание: паровозная и кондукторская бригады принялись рассредотачивать цистерны по перегону. Под разрывами бомб раненые Зимников и Журбин отцепляли цистерны, из которых лился бензин. В дыму, в огне, перебегая от одной повреждённой цистерны к другой, они заделывали деревянными пробками пробоины. Благодаря самоотверженным действиям железнодорожников состав был доставлен в район Клетской.

Машинисты ОРКП-23 (начальник – В.И. Гладко-скок) совершали сквозные рейсы по двум, трём тяговым плечам без захода в депо, водили тяжеловесные составы. При весовой норме 1200 т старший машинист В.И. Рукас первым провёл от Эльтона до Палласовки поезд весом в три тыс. т. Отлично зарекомендовали себя коллективы ОРКП-20, 22, 26, 29 (начальники – в разное время – С.Ф. Захаров, А.А. Водзянский, И.С. Карандин, Ф.А. Демченко, В.И. Тимошин, Л.В. Буланков).

В летопись боёв на Волге заслуженно вписаны подвиги машинистов ОРКП-9, которые в тяжёлых условиях несли фронтовую вахту. Старшие машинисты П.Я. Болдырев и А.М. Бочаров на станции Камышин вывели из-под бомбёжки шесть эшелонов. Машинист И.Д. Карачевцев на станции Капустин Яр спас 63 вагона с продовольствием.

19 октября при налёте вражеской авиации на станцию Верхний Баскунчак был повреждён котёл паровоза Эу 712-45. Машинист был серьёзно ранен, контужен помощник Т.Н. Лунин, убит кочегар. Но Тимофей Лунин, забив деревянными пробками пробоины в котле, вместе со вторым раненым кочегаром А. Артамоновым доставили поезд по назначению.

23 октября 1942 года во время бомбёжки станции Шунгай возник пожар. Главный кондуктор А.Е. Еськов мобилизовал бригаду для подъёма вагонов, мешавших движению. Он отцепил горевшие вагоны и вывел на перегон 54 вагона с медикаментами.

Сутками не покидали паровозов, осуществляя фронтовые рейсы на участках Поворино – Иловля – Арчеда – Петров Вал – Балашов, машинисты ОРКП-8 В.А. Баранищев, М.В. Васильев, братья В.П. и М.П. Дмитриевы, И.В. Жданов, А.Г. Минаков, Г.В. Паньшин, К.И. Поповский, помощники машиниста Д.Г. Бабкин, В.А. Бочаров, Ф.А. Глушев, поездные вагонные мастера А.М. Бубликов, П.К. Ветров, А.П. Грицаев, М.И. Торубаров, главные кондукторы Я.Ф. Евшин, В.А. Сергеев, В.Н. Сошников.

У станции Себряково фашистские танки прорвались прямо к железной дороге. В это время машинист паровоза Эм 729-65 В.Г. Бочаров под обстрелом противника привёл эшелон с танками, которые с ходу вступили в бой. Атака немцев была отбита.

Ночью на станцию Филоново прибыл поезд с боеприпасами. Фашистские самолёты, налетев на станцию, осветили её и принялись усиленно бомбить. Грохот взрывов смешивался с криками раненых. Каждую минуту всё могло взлететь на воздух. Однако главный кондуктор И.С. Мищенко быстро перевёл стрелки, а машинист А.И. Колганов вывел состав на перегон. После окончания бомбёжки состав возвратили на станцию. Бригада А.И. Колганова приступила к ликвидации последствий налёта, растаскивая горящие вагоны.

И опять станция Котлубань. Она оказалась загруженной вагонами, и гитлеровцы её постоянно обстреливали. Поздним вечером вагонный мастер Иванов и главный кондуктор Ф.П. Русаков пробрались в Котлубань. Изучив расположение путей и вагонов, они пришли к выводу, что вагоны можно вывести. Вскоре машинист Медведев бесшумно подвёл паровоз. Слегка лязгнули тарелки буферов при сцеплении. На рассвете, когда со станции удалялся последний состав, фашисты открыли интенсивный огонь, но было поздно. За ночь были эвакуированы 95 вагонов.

Героическими защитниками города на Волге проявили себя машинисты-инструкторы ОРКП-12 С.Ф. Тютюшкин, И.Ф. Цветиков, старшие машинисты Ю.П. Винклер и Харченко. За героизм и мужество, проявленные при выполнении заданий НКПС при обороне Сталинграда, 264 бойца, командира и политработника 24 паровозных колонн были награждены знаками «Почётному железнодорожнику».

Необходимо отметить, что паровозные бригады многих ОРКП работали в сложнейших условиях не только из-за вражеских бомбёжек. В полосе их действий отсутствовали стационарные ремонтные базы, где можно было проводить промывочный ремонт.
– Военно-эксплуатационное отделение №122 работало в тесном контакте с ВОСО Донского фронта, – вспоминал бывший заместитель начальника политотдела ВЭО-122 Ф.И. Хватов. – Отделение обеспечивало воинские перевозки к Сталинграду на участке 300 км. Противник вывел из строя все паровозные и вагонные депо, станции и дистанции Арчединского отделения движения. Более 100 железнодорожников погибли при бомбёжках на боевых постах. Но дорога жила. Фашисты бомбили железнодорожные участки ожесточённо. Казалось, вся земля была изрыта воронками. Но личный состав ВЭО-122 (начальник И.И. Коваленко) выходил на восстановление путей, мостов, ремонт паровозов и вагонов.

Дежурный по станции Липки (ВЭО-122) Никита Иванович Олейников во время налёта вражеской авиации рассредотачивал вагоны. Стрелочник ему сообщил, что в щель, где укрывалась семья Олейникова, попала бомба. Погибли его жена и дети. Но Никита Иванович не оставил своего поста. Он продолжал выводить составы, тушить пожары, делать всё для спасения воинских грузов. В ноябре 1943 года Н.И. Олейников был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Вплоть до полного разгрома гитлеровцев под Сталинградом станция Сарепта (начальник А.И. Сурков) находилась прямо в зоне боевых действий. Только чёрный холм отделял станцию от передовой. На ограниченном участке в 30 км (до паромной переправы на правом берегу) днём и ночью под градом бомб и снарядов работники станции подвозили к фронту необходимые грузы, эвакуировали раненых бойцов. А когда фашисты подошли совсем близко, из рельсов и колёсных пар защитники станции начали сооружать противотанковые заграждения.

Особой отвагой отличался молодой машинист паровозного депо Сарепта Александр Васильевич Рыжов. Под огнём врага десятки раз он доставлял необходимые грузы к передовой. Член Военного совета 64-й армии генерал-майор К.К. Абрамов, выступая на одном из совещаний в Сталинграде, отмечал: «В тяжёлые октябрьские дни паровоз Александра Рыжова воодушевлял наших бойцов. Когда они видели позади себя дым, то многие говорили: «Смотрите, Сталинград живёт и будет жить! Вперёд за Сталинград!». Отважный машинист А.В. Рыжов был награждён медалью «За отвагу» и орденом Трудового Красного Знамени.

Во время оборонительных боев на Волге отличился своим мужеством машинист депо Лиски Юго-Восточной дороги (ВЭО-140) Иван Иванович Шурупов, командированный в состав ОРКП-19. На одном из перегонов вражеский самолёт обстрелял его поезд. Тяжело раненный машинист Шурупов (три осколка попали ему в голову и один в живот) отказался покинуть паровоз и привёл эшелон с танками к месту назначения.

Политотдел Юго-Восточной дороги выпустил листовку-обращение к машинистам, в которой говорилось: «На тебя, паровозник, опирается Красная Армия в сражениях с гитлеровскими ордами... Ты везёшь не просто снаряды и танки, ты везёшь большее: освобождение, жизнь и счастье миллионов людей, страдающих под фашистским игом. Будь же готов, паровозник, будь всегда готов, принимая путёвку, до конца выполнить свой долг, чего бы это тебе ни стоило. Пусть всегда примером будет подвиг машиниста Ивана Шурупова».

В октябре 1942 года газета «Гудок» в статье «Усилим помощь героям обороны Сталинграда» писала: «Успех сражений под Сталинградом, судьба победы во многом зависит от железнодорожников... Передовые люди Рязано-Уральской и Юго-Восточной магистралей изо дня в день являют примеры бесстрашия и трудовой доблести... Равняться на них, учиться у них быть такими же бесстрашными и решительными, как они, – гражданский долг каждого железнодорожника прифронтовых магистралей».

В конце осени 1942 года фронтовые участки Юго-Восточной и Рязано-Уральской железных дорог принимали под выгрузку более 30 поездов в сутки, что в десять раз превышало довоенный уровень работы этих магистралей. За четыре месяца оборонительных боёв по железнодорожным линиям, ведущим к Сталинграду, были поданы около 115 тыс. вагонов с воинскими и материальными грузами.

В историческом сражении на берегах великой русской реки неувядаемой славой покрыли свои боевые знамёна различные рода войск, в том числе и военные железнодорожники. Во второй половине 1942 года железнодорожники прифронтовых магистралей (включая и эксплуатационные формирования НКПС) доставили защитникам Сталинграда 3269 эшелонов с бойцами и военной техникой, 1056 эшелонов со снабженческими грузами – всего 202377 вагонов (из них 120618 в течение октября–декабря 1942 года).

23 ноября 1942-го войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе Калача, окружив 330-тысячную группировку противника. В полосе наступления трёх советских фронтов под Сталинградом действовали 5-я, 13-я, 15-я, 19-я, 27-я и 46-я железнодорожные бригады, более 20 спецформирований НКПС, имевших задачи восстановления освобождённых железнодорожных линий, обеспечения воинских перевозок в интересах наступавших частей и соединений. В ходе боевых действий на магистралях, примыкавших непосредственно к Сталинграду, были разрушены 730 км главных и 500 км станционных путей, 340 искусственных железнодорожных сооружений, 126 вокзалов, все паровозные и вагонные депо и вагонные участки.

Восстановительные работы сразу начались на участках Сталинград – Сарепта – Котельниково, Лиски – Россошь – Лихая, Лиски – Валуйки, Рычково – Лихая и на Сталинградском узле. Многие искусственные сооружения, стационарные устройства, линии связи, водоснабжения, пути приходилось не восстанавливать, а возрождать заново, так как отступавший противник уничтожил их полностью.

Подготовил Андрей Городнов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30