14 августа 2020 11:39

Сквозь время и расстояния

В начале этой недели в Москве, в музее современной истории России торжественно открыта выставка «Железные дороги России: сквозь время и расстояния». Она приурочена к 180-летию начала строительства в России железных дорог и является одним из серии мероприятий, посвящённых этой дате. Об этом уже сообщал «Гудок» 25 октября в публикации «Вся дорога в одном музее».
В этой витрине выставлены экспонаты, представленные музеем МЖД
Сегодня ни одно из исторических хранилищ нашей страны, пожалуй, не сможет организовать столь развёрнутую по времени и географии экспозицию, какая представлена в эти дни на площадке музея современной истории. Это удалось во многом благодаря сотрудничеству с ОАО «РЖД», ставшим генеральным партнёром выставки, а также поддержке различных музеев и организаций, имеющих в своём распоряжении экспонаты, относящиеся к этой теме.

В числе тех, кто оказал большую помощь в организации экспозиции на площадке МСИР, и музей Московской железной дороги.
– Когда к нам обратились организаторы данного мероприятия, мы ни минуты не колебались, – рассказала директор музея МЖД Надежда Александрова. – Основная трудность заключалась в том, что именно из огромного числа экспонатов, имеющихся в наших фондах, представить на данную выставку. Помогло сотрудничество с нашими коллегами. Определившись с общей концепцией и получив материалы из других источников, они отобрали наши экспонаты. Уверена, что они во многом помогают воссоздать дух времени.

Такие ожидания уже в первые дни работы выставки получили подтверждение. В залах – учащиеся школ, гости столицы, в том числе и из дальнего зарубежья. Им помогает пояснительный текст на английском языке. Помимо подлинных вещей из фондов, присутствуют интерактивные формы подачи материала, в том числе и подборка компьютерных игр на железнодорожную тематику. Особенно это привлекает ребят.

Обратимся к тому, что представил музей Московской железной дороги. Важное место здесь принадлежит атрибутике железнодорожников. Сигнально-осветительный фонарь, использовавшийся на железных дорогах вплоть до 1952 года, инструменты путейцев, одежда железнодорожников, в том числе костюм работника тепловозоремонтного цеха депо Москва-Сортировочная В.И. Станилевича, относящийся к концу 50-х годов прошлого века. В центре главного зала бросается в глаза витрина, в которой развёрнуто памятное знамя руководства и профсоюзной организации Московско-Рязанского отделения МЖД, вручённое бригаде коммунистического труда того же тепловозоремонтного цеха локомотивного депо Москва-Сортировочная в 1959 году. Как известно, именно тогда была создана столичная магистраль в её нынешних границах. Ещё одно знамя. На этот раз паровозного отделения и депо Вязьма. В 1943 году они относились к Западной железной дороге, впоследствии вошедшей в ныне существующую Московскую магистраль.

Рядом – витрина, посвящённая легендарному машинисту паровоза, Герою Социалистического Труда Елене Мироновне Чухнюк. Она, кстати, неоднократно бывала гостем редакции «Московского железнодорожника», рассказывала о том, как в годы Великой Отечественной войны возглавляла колонну паровозов. На выставке представлена грамота Героя Социалистического Труда Елены Чухнюк, подписанная в 1943 году, а также её форменный китель, другие вещи.

Невольное волнение посетителей вызывают фотографии, сделанные много десятилетий назад. На одном из таких снимков запечатлён, к примеру, момент коммунистического субботника, состоявшегося в 1920 году в Москве на железной дороге. Или кадр 1946 года: с платформы Павелецкого вокзала отправляется в путь первый электропоезд по маршруту Москва – Расторгуево.

А вот уже экспонат, представленный музеем архитектуры имени А.В. Щусева, но напрямую относящийся к Московской железной дороге. Это рисунок Казанского вокзала, сделанный в 1914 году. Строительство здания по проекту А.В. Щусева началось годом ранее. Полностью проект не был реализован вплоть до конца прошлого века. То, что запечатлено на рисунке более чем столетней давности, воплощено силами столичных железнодорожников в 1997 году.

Отдельная тема – подарки. Один из них, приуроченный к 70-летию И.В. Сталина, был изготовлен в 1949 году, говорится в сопроводительной подписи, «мастерами Павелецкого отделения Московско-Донской железной дороги». Модель железнодорожного вагона-цистерны для перевозки 50 т бензина сделали рабочие завода «Красный профинтерн» в 1936 году в дар Г.К. Орджоникидзе. Есть и подарки Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. В их числе макет электровоза ВЛ-60К-001. В 1976, когда Брежневу исполнилось 70 лет, авторы миниатюры учились в железнодорожном ПТУ-129 города Москвы.

Выставка в музее современной истории России будет работать до января следующего года. У железнодорожников МЖД есть прекрасная возможность познакомиться с историей и сегодняшним днём «стальной державы».

Вера Чубарова
Фото автора





Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31