04 августа 2020 09:04

Судьба секретной стройки

Почти 40 лет все сведения о ней хранились в закрытых сейфах. И вот недавно часть документов рассекречена. Собственный корреспондент «Гудка» на Сахалинской дороге М. Москвин первым из журналистов получил возможность познакомиться с ними.

Первый секретарь Сахалинского обкома ВКП(б) Д. Мельник получил распоряжение – прибыть 26 марта 1950 года в Москву и явиться в самую высшую инстанцию. Находясь в приемной И. Сталина, Дмитрий Николаевич с волнением перебирал возможные причины столь экстренного вызова.

Когда Мельника пригласили в кабинет, там вместе со Сталиным находились Молотов, Маленков, Каганович, Берия и Хрущев. Руководящее ядро Политбюро. Беседу с сахалинцем Сталин начал издалека. Расспросил об экономическом и политическом положении в области, уделил внимание Курилам, транспортной системе. А потом сказал: «У руководства страны есть мнение построить на острове железную дорогу и Транссахалинскую магистраль соединить с железнодорожной сетью СССР. Как вы смотрите на это?»

Отличавшийся находчивостью Мельник выпалил: «Сахалинцы давно мечтают об этом и готовы выполнить такую задачу».

Тут же приступили к обсуждению будущего проекта. Причем рассматривали три варианта его реализации. Первый – связь острова с материком посредством морской железнодорожной переправы. Второй вариант – прокладка тоннеля под проливом Невельского. И третий – строительство насыпных молов-дамб, углубляющихся в пролив со стороны мысов Погиби на Сахалине и Лазарев на дальневосточном побережье, и сооружение между ними большого железнодорожного моста.

По мнению Сталина, соединение Сахалина с материком во многом снимало нагрузку с Владивостока, который уже не справлялся с перевозками. По новой трассе с острова предполагалось транспортировать лес, уголь, нефть, материалы деревообработки. Курировать стройку поручили Берии, Кагановичу и Мельнику.

3 апреля в 21 час Д. Мельник вновь был в Политбюро на заседании. Обсуждался вопрос строительства железной дороги Комсомольск-на-Амуре – мыс Лазарев – мыс Погиби – Победино. Предполагалось, что на Сахалине новая трасса пойдет от Погиби через Виахту и Александровск. Однако Д. Мельник доказывал, что новую дорогу лучше проложить через Ныш и Дербинское (ныне Тымовское). С его доводами Сталин согласился. На этом заседании приняли решение в пользу сооружения тоннеля под проливом Невельского. В качестве резерва рассматривалось сооружение морского парома. Строительство должно было вестись одновременно.

5 мая 1950 года Совмин СССР номерным секретным постановлением принял решение о производстве изыскательских работ, проектировании и строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино в 1950–1955 годах. Работы начались сразу же, их вел институт Мосгипротранс.

...Документы (хранятся в Сахалинском областном госархиве) содержатся в тяжелых картонных папках. В правом углу обложки оттиснут гриф «Совершенно секретно». Самая объемная папка – технический проект железной дороги № 506. Этот же номер носило и управление, занимавшееся реализацией проекта на Сахалине... Здесь же имеется карта-схема. На ней указаны места расположения лагерных пунктов. В описании стройки, которая называется «великой», отмечено, что «линия Комсомольск-на-Амуре – Победино отходит от станции Селихен ДВ ж.д. и следует правым склоном долины реки Амур до села Софийского, далее, перейдя Сихотэ-Алиньский хребет, выходит на побережье Татарского пролива, пересекает его тоннелем в наиболее узкой части в районе мыса Погиби и вступает в пределы острова...».

Далее поясняется, что назначение новой железной дороги – ее соединение с сетью железных дорог материка, а также создание предпосылки для развития железной дороги острова путем возведения колеи от станции Ныш через Ноглики на Оху, необходимо для обслуживания богатых залежей нефти...

Протяженность новой дороги на Сахалине должна была составить почти 328 км.

Объем земляных работ – более 10 млн кубометров. Вся стоимость проекта равнялась 723,5 млн руб.

Были созданы специальные управления. Например, дорогу от Погиби до Победино возводило СУ-506. А строительное управление № 507 – от мыса Лазарев до Комсомольска-на-Амуре. Прокладку тоннеля под проливом поручили другому управлению. В роли заказчика выступало МПС, а основным исполнителем и дороги, и тоннеля было МВД.

Приказ МВД о создании лагерей и стройуправлений был подписан 12 мая 1950 года. Одно строительное управление находилось в Александровске, другое – в Де-Кастри. Был создан штаб стройки во главе с полковником Н. Потемкиным.

В сентябре 1950-го на Сахалин стали прибывать партиями заключенные – более 4 тыс. Лагерные пункты располагались в Известковом, Ныше, Датоне, Лебедином, Северной Хондасе. Вскоре число заключенных увеличилось до 9600 человек, в том числе – 2268 женщин. А лагерных пунктов насчитывалось уже полтора десятка.

Эта масса людей только за 1951 год выполнила работ на 85,5 млн руб. Из справки: «На одного заключенного приходилось 1,22 квадратного метра жилья, которое состояло из палаток, землянок и зимовий». Обмундированием люди обеспечивались только на 50 процентов. Тем не менее трудились заключенные практически без выходных. Существовала система зачетов, что давало возможность досрочного освобождения. Производительность была очень высокой. В одном из документов говорится, что в 1953 году за 2 месяца и 13 дней было выполнено работ на 18 млн руб. Справка подписана 13.03.53. Дату называю не случайно – через 22 дня была объявлена амнистия.

А 20 апреля специальным приказом Главного управления лагерей железнодорожного строительства в системе ГУЛАГа все работы на острове были остановлены. Причем так поспешно, что стройку даже не законсервировали. Лагеря заключенных практически опустели. Однако колею Ныш – Победино все же продолжали строить. Завершили ее возведение лишь через 20 лет.

...В областном архиве есть снимки, сделанные в 1957 году. На них хорошо видны молы-дамбы, углублявшиеся в залив с обоих берегов на 2 км. Они представляли собой грунтовые насыпи, огражденные от воды металлическими сваями и щитами. Благодаря этим сооружениям залив был сужен почти до 2 км. Вот здесь и должен был ходить паром.

Южно-Сахалинск




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31