08 августа 2020 08:59

Вся дорога в одном музее

Открылась экспозиция, посвящённая 180-летию отрасли

В Москве в Государственном центральном музее современной истории России открылась выставка, посвящённая 180-летию российских железных дорог. Впервые за всю историю музея в его экспозиции разместилась коллекция экспонатов, связанных с железнодорожной отраслью.
«Этот год для российских железных дорог особенный – им исполняется 180 лет со дня рождения, и их историю нельзя отделить от истории нашей страны, – сказал, выступая в понедельник на открытии выставки, статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков. – Когда в 1837 году Франц Герстнер открывал Царскосельскую дорогу, все считали её увеселительным заведением. Никто не мог представить, что она станет началом огромной сети дорог, определившей развитие нашей страны, её промышленности и науки».

Экспозиция охватывает дореволюционный период, начиная с открытия Царскосельской железной дороги, советскую эпоху и наше время. В небольших залах размещены стенды с артефактами железнодорожного прошлого и современные интерактивные экраны, панели с архивной кинохроникой.

Основу выставки составили подлинные материалы из запасников этого и других музеев. Много экспонатов передали музей Московской железной дороги и другие подразделения ОАО «РЖД». Компания «РЖД» стала генеральным партнёром выставки, и её специалисты консультировали музейных работников по профильным вопросам.

Первых посетителей встречал заведующий экспозиционно-выставочным отделом музея Александр Ильин. Он вёл гостей от витрины к витрине, обращая внимание на самые интересные экспонаты: «Вот талон Григория Распутина на проезд в поезде Москва – Киев, «выдан октября 21 дня 1914 года, без взыскания платы», а вот – эскизы Казанского вокзала, выполненные Алексеем Щусевым».

Внимание привлекает большая коллекция фотографий с интерьерами императорских поездов. Более позднее время представлено куртками первых строительных отрядов БАМа, почётными билетами пассажиров первого поезда, который отправился по Байкало-Амурской магистрали, и другими реликвиями знаменитой стройки ХХ века. Из большой коллекции плакатов никого не оставит равнодушным плакат 20-х годов, призывающий на борьбу с мешочниками – врагами транспорта, хотя эти мешочники в то время были главными пассажирами на железных дорогах. Даже указатели на полу здесь несут информацию по истории транспорта. Не забыты и маленькие посетители, которые найдут здесь игрушечные макеты и компьютерные игры. Всё это, чтобы вызвать детский интерес к истории железных дорог.

Посетители могут увидеть здесь архивные материалы о строительстве дорог и финансировании железнодорожного дела в Российской империи – это толстенные кожаные фолианты из библиотеки министра Сергея Витте с его пометками на полях.

На выставке можно узнать о роли железнодорожников в исторических событиях ХХ века, об электрификации первых железнодорожных линий, о героическом труде железнодорожников в годы Великой Отечественной войны и послевоенном восстановлении транспорта. С помощью современных информационных технологий выставка даёт возможность заглянуть в вагон-салон начала ХХ века и в кабину машиниста скоростного поезда «Сапсан».

Но главное – представленные на выставке подлинники документов, старинные вещи помогают оживить образы людей прошлой эпохи. Вот железный сундучок-«шарманка» машиниста-стахановца Петра Кривоноса, форменный китель женщины–легенды железных дорог – машиниста Елены Чухнюк. Под стеклом здесь можно увидеть знаменитый дневник инженера-изыскателя Александра Кошурникова, вся партия которого погибла, прокладывая «трассу мужества» Абакан – Тайшет. Перед смертью он запишет: «Передвигаюсь ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну…»

А вот какое отношение к железной дороге имеет витрина с чёрным фраком музыканта, нотами и дирижёрской палочкой? Оказывается, эти вещи принадлежат самому Иоганну Штраусу. Дирижёр был приглашён на Царскосельскую железную дорогу на летний сезон 1856 года, а потом стал бессменным дирижёром Павловских летних концертов. Благодаря ему на Павловском вокзале появился концертный зал, где он выступал на протяжении 10 лет.

Заместитель директора музея по науке Тамара Казакова говорит, что именно так и было задумано: «Идти в концепции выставки от людей. Хотелось оценить историю с точки зрения современных взглядов, отметить самые интересные, узловые моменты истории отечественной железнодорожной отрасли». И приглашает всех стать гостями выставки, которая будет работать в музее до 14 января 2018 года.

Артур Берзин


Справка «Гудка»
180-летию российских железных дорог посвящены:

– ретропарад железнодорожной техники на Международном салоне «ЭКСПО 1520» в Щербинке;
– фотовыставка «180 лет железным дорогам России» на Московском вокзале Тулы, которую открыли 28 июля президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров и губернатор Тульской области Алексей Дюмин;
– совместный проект ОАО «РЖД» и Государственного исторического музея – на протяжении четырёх месяцев начиная со 2 октября гравюры из коллекции Государственного исторического музея выставлены на Ленинградском и Ярославском вокзалах столицы, на Московском вокзале Санкт-Петербурга, на вокзале Адлер, а также во многих других городах страны.
Одним из самых заметных событий станет открытие 30 октября Музея российских железных дорог рядом с Балтийским вокзалом в Санкт-Петербурге. Он будет крупнейшим железнодорожным музеем в стране и одним из самых больших в Европе.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31