26 мая 2020 02:35

Пассажиров зовут за границу

Железные дороги «пространства 1520» хотят вернуть конкурентные преимущества в пассажирских перевозках

На 67-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, которое началось вчера в Риге, участники обсудили ряд мер, которые помогут улучшить ситуацию с международными пассажирскими перевозками.
Администрации всех железных дорог государств «пространства 1520» обеспокоены снижением числа пассажиров в поездах международного следования.

Как сообщил руководитель дирекции Совета Пётр Кучеренко, на 2017–2018 годы Совету предстоит утвердить графики 111 пар международных пассажирских поездов, что на 13 пар меньше, чем в 2016–2017 годах. А в целом за десять лет железнодорожная сеть «пространства 1520» потеряла 169 поездов, поскольку в 2007 году курсировало 280 пар международных составов. На 337 единиц сократилось число беспересадочных вагонов. Тенденция сокращения пассажирских перевозок существует и во внутригосударственном сообщении «пространства 1520».
«По итогам девяти месяцев 2017-го так и не удалось достичь уровня прошлого года, пассажирские перевозки за этот период сократились на 2,4%, – сообщил на пленарном заседании Совета Пётр Кучеренко. – Особенно заметный спад зафиксирован на Украине, в Литве, в России, Киргизии, Белоруссии и Молдавии, снижается и средняя дальность одной поездки. К сожалению, принимаемые меры по стабилизации положения малоэффективны, всё большая часть пассажиров предпочитает авиационный транспорт».

К примеру, на дату заседания Совета билет в плацкарт на поезд Москва – Рига в одну сторону стоил 4284 руб., в купе – 7284 руб. при длительности поездки более 16 часов. В то же время самый дешёвый авиабилет обошёлся пассажиру в 5445 руб. при времени полёта чуть более полутора часов.
«Мы согласовываем и назначаем пассажирские поезда, исходя из их экономической эффективности, то есть доходности или убыточности, – пояснил вице-президент ОАО «РЖД» Павел Иванов. – На маршруте используются скорый и пассажирский составы, стоимость билетов в которых разная».

В Департаменте управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» «Гудку» пояснили, что сейчас железной дороге трудно конкурировать с авиацией, которую государство активно поддерживает дотациями и за свой счёт строит инфраструктуру. В то же время на железной дороге стоит вопрос о постепенном снижении и отмене государственных субсидий на дальние пассажирские перевозки.

Конечно, как заметил Пётр Кучеренко, есть и позитивные моменты. Недавно начали функционировать и уже показали свою успешность новые международные пассажирские железнодорожные маршруты, например Минск – Вильнюс, Алма-Ата – Ташкент, Самарканд – Астана. Но снижение пассажиропотока идёт быстрее, чем такой точечный рост.

В своей резолюции Совет предлагает национальным администрациям железных дорог принять несколько мер, которые могут повысить эффективность международного пассажирского сообщения. Резолюция – это рекомендация, и обычно участники организации стараются придерживаться положений подобных документов.

Первая мера – рекомендовать правительствам установить нулевую ставку НДС на расчёты за проследование международных поездов по своей территории. Одобрение этой меры уже высказали правительства Литвы и Казахстана, в которых намерены с этой целью изменить налоговое законодательство. Железнодорожников просят настойчивее работать по этому направлению со своими законодателями.

Второе – принять меры по сокращению задержек при передаче составов по межгосударственным стыкам. Этот негативный показатель также растёт. За год задержки до 30 минут при передаче увеличились на 7,2%, а свыше 30 минут – на 10,7%. Это снижает эффективность движения, ведёт к назначениям штрафов и правовым претензиям национальных железных дорог друг к другу.

Третья мера – это увеличение скорости движения. Например, успешность поезда Минск – Вильнюс объясняется тем, что время в пути сократилось в два раза, что и привлекло пассажиров.

Среди рекомендаций также есть положение о приведении цен на билеты в соответствие с теми, что существуют на автомобильном и железнодорожном транспорте, а также о создании мультимодальных маршрутов, когда железнодорожный и автомобильный транспорт работают в связке, обеспечивая доставку пассажиров «от двери до двери». Такие более комфортные условия, как показала практика в нескольких государствах, увеличивают пассажиропоток и в целом способствуют снижению стоимости перевозки.

Сергей Плетнёв



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31