14 июля 2020 13:59

Взгляд сверху

Новая технология сделает осмотр устройств связи более экономичным

Над крышей здания станции с лёгким жужжанием завис квадрокоптер. Крутятся, сливаясь в четыре прозрачных круга, его лопасти. Небольшая машина аккуратно на почтительном расстоянии облетает антенну. Состояние оборудования фиксирует видеокамера: можно сразу посмотреть на экране планшета, а можно и потом изучить запись.
Так выглядела демонстрация новой технологии в работе связистов на одной из станций Горьковской дороги. Опробовали её в Муромском региональном центре связи на неэлектрифицированной линии, которая связывает Муром с Ковровом.

Идея использовать квадрокоптер принадлежит работающему на этом участке старшему электромеханику Илье Ерцеву. На его попечении все виды связи и радиосвязи более чем на сотне километров железнодорожных линий – и основной, и ветки Волосатая – Нерудная.

Это кабельные линии, устройства парковой двусторонней связи, поездной радиосвязи. В том числе 21 комплект антенно-мачтового оборудования, из них 14 – на опорах, семь – на крышах. Всё должно безотказно работать. А эти устройства надо постоянно обслуживать. По регламенту осмотр полагается два раза в год. Но бывают и экстренные осмотры, например после природных катаклизмов – урагана или ледяного дождя.
«Одним из элементов технологического процесса обслуживания антенно-мачтового оборудования является его осмотр, – рассказывает старший электромеханик. – Он сопряжён с определённым риском, поскольку это работа на высоте. Поэтому осмотром оборудования должны заниматься в одной точке сразу два или три работника. Да, есть случаи, когда требуется подняться к оборудованию и, например, подтянуть крепления. Но там, где речь идёт только о визуальном осмотре, задачу можно решить иначе, более экономно и без риска. Квадрокоптер, оборудованный видеокамерой, позволяет выполнять осмотр объектов инфраструктуры связи, которые расположены на высоте, в труднодоступных местах, и обеспечивает видеофиксацию».

По предложению Ильи Муромский региональный центр связи приобрёл недорогой квадрокоптер за 3,5 тыс. руб. Теперь антенны в большинстве случаев осматривают именно с его помощью.
«Отрасль или компания, которая не присматривается к новым технологиям, начинает нести потери, – рассуждает Илья. – Мы должны видеть то, что появляется в смежных сферах техники, какие нарождаются технологии. Известно, что самые, казалось бы, сложные из них, внедряясь, начинают быстро дешеветь. И здесь важно не упустить момент. Квадрокоптеры, когда они появились, казались невероятно дорогими, и поэтому об их применении не думали. За шесть лет они в среднем подешевели больше чем в 100 раз. Купить несложный квадрокоптер сейчас по карману многим. По сути, он превращается в своего рода сложную техническую игрушку. И приобрести их для центров связи необременительно. А польза очевидна».

Разработка участвовала в сетевом конкурсе «Новое звено». Подготовкой проекта бережливого производства вместе с Ильёй занимались ведущий инженер РЦС по подготовке кадров Алина Мурындина и электромеханик Ирина Голикова. Они помогли в подготовке презентационного материала. Проект «Обслуживание антенно-мачтовых сооружений с помощью квадрокоптера на неэлектрифицированных участках железной дороги» вышел в итоге в финал конкурса: в сентябре авторы представляли его в Сочи, правда, не заняв там призовых мест.

Это, разумеется, не остановило работу над идеей.
«Сейчас важно нарабатывать базу видеоданных и изображений антенно-мачтовых сооружений и элементов крепления, тогда мы получим возможность анализировать их состояние и, сравнивая, заметить какие-то изменения. А дальше правильным было бы начать внедрение новых квадрокоптеров с более широкими возможностями. Они позволят расширить спектр выполняемых работ и начать также обслуживать и волоконно-оптические линии связи – проверять состояние зажимов, кронштейнов, узлов анкеровки, крепления кабеля в зажимах, заземляющих проводников. Квадрокоптер можно будет использовать для обслуживании кабельных линий связи на мостах или подвешенных к мостовым металлоконструкциям. А на месте аварийно-восстановительных работ и при проведении «окон» с их помощью можно будет вести контроль за выполнением поставленных задач», – рассказывает Илья Ерцев.

Илья – железнодорожник в четвёртом поколении. Первым был его прадед Василий Третьяков, который пришёл в депо Муром водить поезда почти 90 лет назад, а за работу в дни войны получил государственную награду. 10 лет назад как сын машиниста Илья решил выбрать железнодорожную специальность и взял целевое направление в МИИТ (сейчас Российский университет транспорта), выбрал очень непростую специальность – инженера СЦБ и связи. Вскоре попробовал себя, подрабатывая между занятиями в метро: там он обслуживал устройства СЦБ на нескольких станциях и перегонах. После учёбы вернулся в родной Муром, где успешно применяет полученные в университете знания, умения, навыки.

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31