15 августа 2020 11:03

«Евразия» получила оценку

После окончания строительства «Евразии» контейнер из Китая доедет до Европы за двое суток

ОАО «РЖД» передало в Минтранс расчёты по проекту строительства грузопассажирской высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ «Евразия») от Берлина до китайского города Урумчи. Капитальные затраты на проект оцениваются приблизительно в 9,18 трлн руб., российский участок стоит 3,58 трлн руб. При этом финансовая модель предполагает отсутствие прямых государственных дотаций.
Как пояснил журналистам во вторник первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, основными участниками проекта строительства ВСМ «Евразия» протяжённостью 9,5 тыс. км станут правительства, профильные министерства и железнодорожные администрации стран-участниц – Китая, России, Казахстана и Белоруссии. Уже созданы рабочие группы из представителей этих государств, которые занимаются проработкой конкретных вопросов. Строительство займёт ориентировочно 8–10 лет, и при отсутствии задержек при строительстве движение можно будет запустить уже в 2026 году.

Главным генератором доходов должны стать грузовые перевозки. Согласно расчётам, проведённым совместной рабочей группой, к 2030 году вполне можно выйти на объём в 6 млн тонн грузов (в контейнерах), а к 2050 году – более 12 млн тонн при среднегодовых темпах роста грузопотока 3,8%. Китайские специалисты дают более высокий прогноз в 7 млн и 15 млн тонн соответственно. Пассажиропоток составит порядка 41 млн и 51 млн пассажиров по этим же годам, причём у китайской стороны он также выше примерно на 40%. Общие доходы от использования магистрали на участке Брест – Достык будут расти на 7% ежегодно и составят в 2030 году 750 млрд руб., а к 2050 году – 2,87 трлн руб.

Нынешняя структура перевозок между Европой и Китаем внушает оптимизм: уже сегодня авиация в тоннах по этим направлениям перевозит в два раза больше грузов, чем железнодорожный транспорт, притом что тарифы там выше в пять раз. Это говорит о том, что для большой доли грузов важна скорость доставки. Наиболее проработанной частью нового транспортного коридора является участок ВСМ Москва – Казань, по которому уже получена проектно-сметная документация. Именно на её основе и на технологических решениях, которые заложены на этом отрезке, и был разработан весь проект «Евразия», что позволило повысить достоверность прогнозных оценок.
«Срок окупаемости проекта составляет порядка 24 лет, и он требует минимальной государственной поддержки, – говорит Александр Мишарин. – Возможно обойтись вообще без субсидирования, хотя в финансовую модель заложена нулевая ставка по налогу на имущество».

В предварительном ТЭО предполагается участие консорциума инвесторов в форме акционерного капитала (40%) и привлечение кредитов финансовых организаций (60%). Финансирование предполагается получить, в частности, у Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), в фонде развития Шёлкового пути, в банке БРИКС и в ряде других финансовых организаций.

Если проект окупаемый, то получить приемлемое по стоимости финансирование в кредитных институтах вполне реально, полагают в ОАО «РЖД». По заказу компании Центр экономики инфраструктуры рассчитал, что за период с 2026 по 2036 год после окончания строительства прирост консолидированного бюджета в ценах 2017 года составит 2,9 трлн руб. за счёт улучшения транспортной связности регионов и ещё 1,2 трлн руб. бюджеты получат за счёт налогов.

Как полагает заместитель генерального директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский, стоимость проекта в 9 трлн руб. (около $150 млрд) не является большой для Китая.
«К примеру, только в 2016 году Китай инвестировал в зарубежные государства порядка $176 млрд, при этом нужно полагать, что всё-таки не вся требуемая сумма ляжет только на него, – замечает Андрей Островский. – Китай активно инвестирует в государства, которые находятся на трассе Великого шёлкового пути, и пунктуально выполняет намеченные планы. За три последних года только в Казахстан в транспортные проекты он вложил $25 млрд. Поэтому не думаю, что для него здесь возникнут какие-то сложности. Скорее, вопрос поиска денег будет актуален как раз для России и Белоруссии».

Минтранс должен рассмотреть предварительное ТЭО в течение месяца и в ноябре передать его в правительство, которое решит, по каким направлениям и какими способами его продвигать далее. Сейчас рабочие группы из специалистов железных дорог четырёх государств приступают к проработке ТЭО на участках своих стран, исходя из особенностей экономики и национального законодательства.

Сергей Плетнёв



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31