09 августа 2020 02:08

Школа нуждается в перезагрузке

Всемирный банк сообщил о глобальном кризисе школьного образования.
Школьное образование по всему миру переживает кризис, говорится в подготовленном Всемирным банком Докладе о мировом развитии – 2018. Согласно исследованию, дети стали больше времени проводить в школах, но уровень их знаний не растёт, что в итоге негативно скажется на качестве рабочей силы в будущем.

По информации Всемирного банка, в развивающихся странах за период с 1950 по 2010 год время, которое граждане тратят на получение основного образования, увеличилось с двух до более чем семи лет. Таким образом, за 60 лет люди стали тратить в 3,5 раза больше времени, пытаясь освоить основные навыки, однако общий уровень образования в развивающихся странах вырос незначительно. «В Кении, Танзании и Уганде три четверти учеников третьего класса, которым было предложено прочитать простое предложение, например «Собаку зовут Паппи», не поняли его. Почти три четверти учеников третьих классов в сельских районах Индии не могли решить пример на вычитание двузначных чисел, например: 46 – 17», – отмечается в докладе.

Авторы также замечают, что 25% лучших учеников в странах со средним доходом (среди них и Россия) оказались бы среди 25% отстающих в странах с высоким доходом. «Это значит, что школы выпускают людей, в принципе не способных к обучению», – делает вывод Всемирный банк.

Причины кризиса, отмечают авторы доклада, в том, что дети приходят в школу неподготовленными, а у учителей часто не хватает навыков или мотивации к эффективному преподаванию.

Между тем российские эксперты не согласны с выводами Всемирного банка. Так, по словам директора московского центра образования «Царицыно» Ефима Рачевского, выводы доклада – это «средняя температура по больнице». «Я работаю в своей школе 20 лет, и почему-то у меня нет таких проблем, как низкая мотивация учителей, родителей и учеников. Притом что наша школа – это государственное бюджетное учреждение недалеко от МКАД», – пояснил он.

Причины кризиса школьного образования, отмечают авторы доклада Всемирного банка, в том, что нередко ресурсы не доходят до школ или не влияют на обучение. «Выделение достаточных средств на образование крайне важно, однако нехватка ресурсов в системе лишь в небольшой мере обусловливает кризис обучения. Одна из причин – учебные материалы часто не доходят до тех, кому они предназначены. Например, в нескольких регионах Бразилии инициатива «Ноутбук каждому ребёнку» в течение нескольких лет буксовала. Более того, спустя год после того, как школы наконец получили ноутбуки, более 40% учителей сообщали, что они никогда не используют их на уроках или используют очень редко», – говорится в докладе.

Ещё одна причина кризиса в низком качестве школьного руководства и управления. «Неэффективное управление школой означает, что её руководство почти не помогает учителям решать проблемы, не консультирует их по вопросам преподавания и не ставит цели, в которых на первом плане находится обучение. Кроме того, во многих странах школы не имеют реальной автономии, а общественность не может повлиять на то, что происходит в классах», – отмечают исследователи.

Низкая способность к обучению и низкая мотивация негативно скажутся на качестве рабочей силы в будущем и, следовательно, приведут к низкой конкурентоспособности страны. Эта проблема актуальна для всего мира, отмечает Всемирный банк. Малообразованные люди, которые обладают небольшим количеством навыков, чаще всего не занимаются профессиональным саморазвитием и всю жизнь работают на низкооплачиваемой работе, где не требуются навыки чтения и счёта. Множество неквалифицированных работников тормозят развитие мировой экономики и общества в целом, заключили авторы доклада.
«Развивающиеся страны далеки от достижения надлежащих показателей качества обучения. Но дело не только в деньгах – странам необходимо вкладывать средства в наращивание потенциала людей и учреждений, на которых возложена задача обучения наших детей», – заявил старший директор Всемирного банка по вопросам образования Хайме Сааведра.

Всемирный банк предлагает меры для выхода из кризиса. В частности, важно развивать международные системы оценки, а также обеспечивать равные условия для всех учащихся. Кроме того, аналитики предлагают привлекать к реформе образования все заинтересованные стороны, в том числе деловые круги.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31