08 августа 2020 12:38

Вопрос дня

Вероятен ли устойчивый профицит цистерн для перевозок нефти и нефтепродуктов?

Евгений Юдин, начальник Департамента по работе с нефтяными компаниями АО «Первая грузовая компания»:
– В ближайшей перспективе в сегменте перевозок нефтепродуктов мы ожидаем незначительного профицита цистерн. Возникновения устойчивого профицита на рынке оперирования можно ожидать после полного завершения проекта «Юг», а также подключения Комсомольского
нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) к нефтепроводу. Развитие в сегменте железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов мы видим в повышении производительности цистерн и развитии сервисной составляющей, а также в грамотном управлении парком.

Олег Яценко, член правления ООО «ИСР Транс»:
– Сейчас проходит тендер «Роснефти» на железнодорожные перевозки, соответственно, спрос на цистерны высок. Как раз по окончании конкурса стоит ожидать образования устойчивого профицита такого подвижного состава, думаю, что он будет на уровне 10–15 тыс. единиц. Учитывая, что сейчас на рынке наблюдается нехватка запчастей (прежде всего колёсных пар), самым простым выходом из этой ситуации мне видится списание старого парка. Стоит отметить, что большинство цистерн, чей срок эксплуатации подходил к предельному, уже распилено, так что в утиль придётся отправлять 20-летние вагоны, отслужившие две трети назначенного срока. Некоторые тенденции неизбежны – строятся новые трубопроводы, в которые будет уходить наша грузовая база. География наших перевозок сужается – отпала Украина, снижаются объёмы на порты Прибалтики, сокращается расстояние перевозок, а значит, профицит будет только расти. Сейчас из-за указанного тендера рынок немного перегрет, арендные ставки находятся на уровне 550–650 руб./вагон в сутки, к весне они могут снизиться и до 350 руб. – это уже пороговое значение, покрывающее, по сути, только обслуживание вагона и зарплату работников. А поскольку малым операторам (до 500 цистерн) обслуживание и ремонт обходятся дороже (нет крупного опта), они во время профицита попадают на своего рода распутье – получить хоть какие-то деньги за металлолом или подождать лучших времён, которые могут и не наступить, платя при этом ежедневно за содержание подвижного состава.

Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис»:
– Избыток уже состоялся. Во-первых, никаких новых огромных нефтяных месторождений мы не открыли. Во-вторых, грузовая база лимитируется по договору об ограничении добычи с ОПЕК. В-третьих, все заводы, у кого есть возможность, модернизируют производство, увеличивая долю производства светлых нефтепродуктов, которые стремятся в трубопровод. Кроме того, цены на нефтепродукты в России выше мировых. Всё это говорит о том, что нет предпосылок к росту рынка железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов. Реальный профицит подвижного состава, который уже есть на сети, я бы оценил в 27–30 тыс. цистерн. Впрочем, на сети РЖД ещё сохранились некоторые объёмы старого парка малообъёмных цистерн, который подлежит списанию. Так или иначе, но на ближайшие четыре-пять лет этого профицита нам хватит. Естественно, грузоотправителям интереснее работать с универсальными большеобъёмными цистернами, но их сейчас порядка 18–20% от общего парка цистерн. Но надо понимать, что ставки на предоставление нашего подвижного состава невысоки, в среднем наш парк самый молодой в СНГ и один из самых молодых в Европе и мире. Так что предпосылок к тому, что сейчас появится множество заказов на универсальные большеобъёмные цистерны, я не вижу. Думаю, что и вагоностроителям стоит переориентировать свои мощности под производство специализированного подвижного состава.

Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):
– Безусловно, в ближайшей перспективе с железнодорожного транспорта переключится более 20 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что связано с вводом в эксплуатацию целого ряда трубопроводов. Основным из них можно считать продуктопровод «Юг» проектной мощностью 11 млн тонн в год. После его ввода в эксплуатацию ОАО «РЖД» может потерять около 10 млрд руб. дохода.
Переключение нефтяных грузов на трубопроводный транспорт высвободит значительный объём цистерн, парк которых уже сейчас избыточен, так как объём перевозок нефти и нефтепродуктов на сети ОАО «РЖД» в 2014–2016 годах сократился на 20,6 млн тонн. Например, при вводе в эксплуатацию вышеупомянутого проекта «Юг» высвободится порядка 8 тыс. цистерн.
 


Оставить комментарий
taxi-vovrema.info 19.05.2018 08:48:34
.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31