28 октября 2020 19:55

Ближний Восток тянется к Дальнему

Компания DP World подала заявку на покупку акций транспортной группы FESCO

Дубайская компания – портовый оператор DP World – объявила о намерении купить пакет акций российской транспортной группы FESCO. Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цыганов подтвердил в пятницу получение ФАС соответствующего ходатайства от DP World.
Пока участниками возможной сделки не раскрываются детали и размер пакета акций. Комментарий чиновника ФАС был, как в большинстве случаев, предельно краток. «Мы обычно не говорим об этом, но приходило (ходатайство. – Ред.). Эта сделка уже «зафайлена» официально, процесс анализа уже начался», – сообщил журналистам Андрей Цыганов.

Ранее, на Восточном экономическом форуме, об интересе приобрести долю FESCO говорил и глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. Причём, по его словам, РФПИ рассматривает возможность вхождения в компанию FESCO совместно с портовым оператором DP World.

Такая кооперация с РФПИ интересна дубайскому оператору, поскольку из-за того, что некоторые хозяйственные общества, входящие в группу FESCO, имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, вторичное публичное размещение акций транспортной группы FESCO в пользу иностранного инвестора может потребовать согласования на правительственной комиссии.

Напомним, транспортная группа FESCO – одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России. Ей принадлежат Владивостокский морской торговый порт, железнодорожный оператор «Трансгарант», 50% акций оператора фитинговых платформ «Русская тройка». В управлении FESCO находится около 36 тыс. контейнеров, парк фитинговых платформ составляет 3,5 тыс. единиц. Флот группы включает 20 транспортных судов, преимущественно осуществляющих перевозки на собственных морских линиях. Основной акционер ДВМП – группа «Сумма» братьев Магомедовых (32,5% акций). GHP Group принадлежит 23,8%, TPG – 17,4% акций. В свободном обращении находятся 26,3% акций. Акции компании торгуются на Московской бирже.

В активе потенциального покупателя акций FESCO – компании DP World – портфель из более чем 65 морских терминалов, расположенных на шести континентах, включая строящиеся терминалы в Индии, Африке, Европе и на Ближнем Востоке, а также большое желание продолжать расширять сферу своего влияния на глобальном рынке грузоперевозок.

По мнению ведущего эксперта УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрия Баранова, неудивительно, что DP World проявляет интерес к одной из крупнейших российских транспортных компаний: приобретение акций FESCO увеличит количество терминалов дубайской компании, то есть нарастит его конкурентоспособность. Это позволит использовать её в действующих товаропроводящих цепочках, даст возможность создать новые, в первую очередь с учётом расположения остальных портовых мощностей, компании FESCO.

Кроме того, за счёт такой сделки DP World увеличит свои финансовые показатели, так как Россия намерена стать ключевым игроком в транспортном коридоре Европа – Азия и наращивать транзит через свою территорию и экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что касается причин, которые заставили компанию FESCO принять решение о продаже части своих активов, то здесь аналитик видит несколько причин. «В первую очередь это позволит привлечь инвестора, который поможет в развитии компании как своими деньгами, так и теми терминалами, которыми он владеет в мире, – говорит Дмитрий Баранов. – Такой инвестор может помочь в повышении эффективности деятельности, поделится своими знаниями и технологиями работы, что укрепит приобретаемый актив. Наконец, наличие такого акционера облегчает привлечение средств для развития компании, может сделать более привлекательными условия такого финансирования».

Эксперт полагает, что DP World может приобрести от 10% до 20% акций компании FESCO. Причём не исключено, что если покупателя устроят финансовые результаты компании за определённый промежуток времени, то он может впоследствии увеличить свой пакет, но более подробно обсуждать сделку станет возможно, когда будут обнародованы её детали.

Аналитик Raiffeisen Вank по транспорту Константин Юминов допускает, что DP World заинтересована получить не меньше 25% акций, чтобы иметь блокирующий пакет и влиять на деятельность компании. Если говорить о FESCO, то ей также выгодно вхождение в её бизнес дубайского инвестора. «Поскольку сейчас в компании идёт реструктуризация долга, то средства DP World, скорее всего, частично будут использованы в рамках этой реструктуризации, – говорит Константин Юминов. – Поэтому важно, что в данном случае и участники реструктуризации получат деньги, и DP World войдёт в тот актив, который будет реструктурирован».

Такая сделка – вполне закономерное явление на глобальном транспортном рынке.

Дмитрий Баранов считает, что по мере развития транспортной отрасли страны интерес инвесторов к отечественным активам может увеличиваться. В РФ имеются разные виды транспорта, создаются логистические комплексы в регионах, планируется всячески как укреплять положение государства и как участника мировой торговли (развивая транзит через территорию страны), и как важного товаропроизводителя (увеличивая экспорт обрабатывающей промышленности). Понятно, что всё это будет способствовать в том числе развитию портовых терминалов, а значит, вызовет интерес к ним со стороны иностранных игроков. Причём они могут как входить в капитал уже действующих терминалов, так и создавать новые в сотрудничестве с российскими компаниями и отдельно от них.

Константин Анохин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30