28 октября 2020 20:17

Новый поворот

Максим Агапов решил испытать себя в новой должности после десяти лет работы машинистом-инструктором эксплуатационного локомотивного депо Орёл. В 40 лет он пришёл на путевую машинную станцию № 104, чтобы освоить специальность помощника машиниста путевой машины.
В локомотивщики на заре карьеры Максим подался, следуя семейной традиции. Его дед и отец трудились машинистами, а потом инструкторами в депо Фрунзе (Кыргызстан). Вот и Максим, переехав из бывшей союзной республики в Россию, устроился в локомотивное депо слесарем-ремонтником. Потом стал водить поезда на участке Орёл – Елец. Одновременно поступил на заочное отделение Петербургского университета путей сообщения, получил диплом инженера. Даже кандидатскую начал писать, да не закончил: женитьба и рождение ребёнка времени на науку не оставили. Зато на практике Максим преуспел: ему доверили возглавить самую крупную на Московской дороге маневровую колонну со штатом в 100 человек, которая под его руководством стала лидером всей сети, а Агапов получил звание «Лучший руководитель среднего звена».
«Путевая машина и локомотив – почти родственники, и принцип у них один – чтоб крутилось колесо, хотя работа на машине специфична», – признаётся Максим. Например, частенько приходится трудиться в командировках. Доводилось даже ездить ремонтировать путь на БАМ. В целом обязанности бригады машины отличаются от обязанностей локомотивной бригады. Ведь кроме управления движением нужно управлять крановым оборудованием, следить за тросами и лебёдками. «Работа интересная, творческая, – улыбается Максим. – Конечно, поначалу пришлось вникать во все нюансы, изучать специальную литературу. Не стеснялся и не стесняюсь спрашивать у более опытных коллег, если чего-то не знаю».

Кроме специальных знаний, от помощника машиниста путевой машины нередко требуются решительные действия, от которых зависит успех всей работы ремонтников и их безопасность. «Бывает, всё мгновения решают, – признаётся наш герой. – Чуть зазевался, промедлил – и таких дел можно наделать!» Очистка машины от щебёнки, песка, костылей и подготовка её к следующему «окну» – тоже в основном на помощнике, а значит, входит в обязанности Агапова. Грязи и пыли он никогда не боялся, поэтому когда берёт в руки метлу, на судьбу не сетует.

На вопрос, не зазорно ли ему трудиться простым помощником машиниста, имея за плечами многолетний опыт инструкторской работы, без смущения отвечает: «У нас любой труд в почёте. К тому же, если изучить историю транспорта, многие даже министерские начальники проходили все ступеньки карьеры и знали производство изнутри. Вот и я решил освоить новую для себя специальность с самых низов, чтобы знать, как устроена путевая машина, как она ремонтируется, с какими проблемами сталкивается персонал. Предложат повышение – подумаю, но меня пока всё устраивает».

Рабочий день бригады путевой машины строится в зависимости от времени суток и длительности «окна», предоставленного для ремонта пути. Машинист с помощником проходят медосмотр, получают маршрутный лист и принимают машину.

И вот состав выезжает на перегон. Здесь экипаж вместе с путевыми бригадами делает свою обычную работу – укладывает рельсошпальную решётку. Причём в отличие от машинистов локомотива машинисты строительной машины работают под открытым небом. «Если работаем на удалённых участках, то живём в вагонах. Не худший вариант, но я бы предложил для улучшения бытовых условий спроектировать двухэтажные вагоны – такие уже есть в пассажирских поездах. На первом этаже можно оборудовать столовую, душевые, сушилки, а на втором – отдыхать», – делится идеей Максим.
Агапов ничуть не жалеет, что выбрал работу под открытым небом. Во-первых, говорит, в жизни надо всё попробовать и себя испытать на прочность. К тому же и зарплата у помощника машиниста путевой машины вдвое больше, чем средняя по Орловской области. Во-вторых, эта работа приносит удовлетворение. Видишь результат своего труда, а это дорогого стоит. Главное, считает он, делать своё дело качественно. Даже малодеятельный участок надо ремонтировать так, чтобы комар носа не подточил. От этого ведь зависит безопасность движения.

На Московской дороге, наверное, нет направления, где не обновляли бы путь работники ПМС-104. Лето – самая жаркая пора у ремонтников. Но и зимой бригады не простаивают – управляют снегоуборочной техникой, готовят путевые машины к летнему сезону. Свою МПД (моторная платформа дизельная) № 161 Агапов с напарником-машинистом содержат в образцовом состоянии. И она в ответ служит им безотказно.

Помимо основной работы Максим Агапов преподаёт в Орловском техникуме путей сообщения имени В.А. Лапочкина. И не просто преподаёт, а вместе с руководителями техникума и ПМС-104 организует набор на новую специальность – машинист железнодорожных строительных машин. Пока этой специальности в округе нигде не обучают, хотя она востребована. «У нас в Орловско-Курском регионе Московской дороги три ПМС, и везде работники путевых машин в основном уже предпенсионного возраста, – сетует Агапов. – Мы хотим предоставить возможность молодым людям, обучающимся на помощника машиниста электровоза, получить вторую специальность».

В будущее Максим смотрит с уверенностью и оптимизмом. Он даже о пенсии уже давно позаботился – в 2005 году стал участником корпоративной пенсионной системы. Говорит, к этому шагу его подтолкнуло простое наблюдение: он заметил, сколько пенсионеров приезжает из-за рубежа в Россию в качестве туристов, и задумался, за счёт каких средств. Выяснилось, что во многих странах действуют негосударственные пенсионные программы. И как только появилась возможность – начал отчислять деньги на свой пенсионный счёт, открытый в НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». А следом за ним и вся его колонна – личным примером каждого убедил. В ПМС-104, куда перешёл работать, никого убеждать не нужно – здесь выгоду от участия в корпоративной пенсионной системе давно поняли.

Работая на двух работах, Максим Агапов и спортом успевает заниматься. Его выбор – айкидо и другие восточные единоборства. «Занятия помогают держать себя в форме. Медкомиссии у нас серьёзные, требования по здоровью практически как у космонавтов. А тренировки поддерживают и физически, и умственно», – объясняет Максим. Хватает времени и на хобби – автодело. Собственный автомобиль Агапов ремонтирует самостоятельно, ведь руки-то у помощника машиниста путевой машины – золотые.

Николай Порецкий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30