28 ноября 2020 14:02

Как окольцевали столицу

Запуск МЦК стал одним из самых значимых событий в жизни мегаполиса

В День города столица отметит двойной праздник – 870 лет со дня основания Москвы и год работы Московского центрального кольца. Значимость этого проекта трудно переоценить – кольцо связало разные виды транспорта пересадочным контуром и помогло разгрузить ветки метро. Пассажиропоток на МЦК бьёт рекорды и превосходит планы перевозчиков.
Первые рельсы Московской окружной дороги, которая век спустя станет столь востребованным МЦК, начали укладывать ещё в 1903 году. Через пять лет по нему пошли первые поезда – сначала пассажирские, а затем окружную задействовали только под грузовое движение.

Со временем грузопотоки столицы стали перераспределяться и кольцо уже не было столь важным звеном грузоперевозок. А пассажиропоток на всех видах транспорта Москвы тем временем неумолимо рос. Проблемы перегруженности метро и пробок на дорогах стали знакомы каждому москвичу. Спасти ситуацию могла реконструкция окружной железной дороги, и в 2011 году Правительство Москвы и ОАО «РЖД» приступили к модернизации Малого кольца МЖД для запуска здесь пассажирского движения.

Проектирование и создание дороги заняло пять лет. Все пути были переуложены заново. При этом укладка рельсов производилась по технологии «бархатного» пути – использовались плети из рельсошпальной решётки повышенной длины, на отдельных участках она составляла более 800 м, что значительно снижает уровень шума при движении по таким рельсам. Было установлено 4 тыс. опор контактных сетей и построено пять электроподстанций, установлено 16 км шумозащитных экранов вблизи жилых застроек, реконструировано восемь путепроводов на пересечении с автомобильными дорогами, чтобы поднять их на высоту, позволяющую проезжать новым поездам.

И вот 10 сентября 2016-го обновлённое кольцо встретило первых пассажиров. А к концу ноября были введены в эксплуатацию уже все станции МЦК – их 31. На этом развитие новой кольцевой ветки не завершилось, закончился лишь первый этап её запуска. К концу прошлого года завершился и второй этап из трёх. Пассажирам стали доступны 26 пересадочных узлов, 14 из которых – на ветки метро и шесть – на радиальные направления пригородных электричек. Завершились работы по благоустройству 500-метровой зоны вокруг путей.

Третий этап охватывает 2017–2018 годы. Запланировано возведение капитальных ТПУ с переходами, в том числе по принципу «сухие ноги», развитие территорий промзон. Будут открыты тёплые пересадки на железнодорожные станции: Окружная (савёловское направление), НАТИ (ленинградское), Покровское-Стрешнево (рижское), Варшавская (павелецкое), Новохохловская (курское), Карачарово (горьковское), Фрезер (казанское), Северянин (ярославское). Также будут открыты тёплые пересадки на станции метро «Партизанская», «Бульвар Рокоссовского», «Ботанический сад» и на строящиеся сегодня станции метро «Окружная», «Шелепиха» и «Нижегородская».

Среднесуточный пассажиропоток на МЦК по рабочим дням составляет в среднем 340 тыс. человек. Новый транспортный контур делает поездку по столице в среднем на 20 минут короче. Ежедневное пользование МЦК даёт москвичам почти семь «лишних» суток в год. Кольцевая линия метро разгрузилась на 15%, а железнодорожные вокзалы в центре города – до 20%. В общей сложности благодаря новому транспортному кольцу у пассажиров появилось более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по городу.

МЦК полностью интегрировано в систему столичного метро с едиными билетной и тарифной системами, здесь также действительны все городские и федеральные льготы на проезд. Пользоваться услугами Московского центрального кольца можно по всем действующим городским билетам. Горожанам доступна бесплатная пересадка между МЦК, метро и монорельсовой системой в течение 90 минут с момента первого прохода в структуру метро. Во всех кассах можно расплатиться банковскими картами и поддерживающими NFC-соединение смартфонами. На турникетах всех станций МЦК и многих станций метро реализована возможность бесконтактной оплаты по системе PayGate. Для пассажиров есть сервис по бесплатному скачиванию электронных книг – Мобильная библиотека. На МЦК работают пять информационно-справочных стоек, на которых предоставляются консультации пассажирам на двух языках.

Вся инфраструктура Московского центрального кольца приспособлена для пользования маломобильными группами населения. Установлено 13 специальных подъёмников для инвалидов-колясочников на пяти остановочных пунктах, а на 26 остановках сделали лифты. Входы на все станции оборудованы пандусами. Ширина турникетных проходов позволяет беспрепятственно проезжать пассажирам в инвалидных креслах, а железнодорожные платформы на всех остановочных пунктах МЦК оснащены тактильной плиткой для слабовидящих и слепых пассажиров. Кроме того, в вагонах поездов предусмотрены специальные места для инвалидов-колясочников с ремнями для пристёгивания.

Московское центральное кольцо уже стало привычным для многих москвичей. Несколько районов столицы благодаря ему получили транспортную доступность. МЦК связало и многие зоны отдыха – ВДНХ, парк «Лосиный остров», Ботанический сад им. И.М. Сеченова, Нескучный сад и Измайловский парк. В пешей доступности от станций кольца крупнейшие спортивные объекты: стадион «РЖД-Арена», олимпийский комплекс «Лужники», «ВТБ Ледовый дворец», а также 21 образовательное учреждение.

Всего за год кольцо прочно утвердилось в транспортной системе столицы. Дальнейшее развитие транспорта уже немыслимо без интеграции с железнодорожным кольцом.

Несмотря на то что не завершены ещё все этапы ввода в эксплуатацию, МЦК уверенно справляется со своими задачами. В планах перевозчиков и властей столицы увеличение пассажиропотока до 450 тыс. человек в день.

Наталья Цыплёва
Антон Рубас


МЦК в цифрах

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30