24 октября 2020 06:40

Скорость в приоритете

Динамичное развитие рынка железнодорожных перевозок предполагает поиск решений, позволяющих снизить издержки обеих сторон – и грузоотправителя, и перевозчика.
Сегодня основной объём перевозок – более 80% грузооборота – сосредоточен на одной пятой части сети железных дорог. Это Восточный полигон, северо-западное и южное направления к морским портам.

Начальник технической службы Центральной дирекции управления движением Александр Сахаров отметил, что железнодорожный путь на данных направлениях по характеристикам установленной скорости не является однородным. На большей его части установленная скорость движения грузовых поездов составляет 80 км/ч. При этом лишь 6% развёрнутой длины основных линий имеют установленную скорость 90 км/ч, скорости 70 и 60 км/ч установлены на 4000 и 5700 км соответственно. На значительном протяжении железнодорожных линий есть ограничения в скорости пропуска порожних вагонов. Необходимость соблюдения режима вождения поезда на участках с ограничением скорости зачастую приводит к тому, что установленная скорость на смежных участках не может быть реализована – ведь поезду нужно время для разгона и торможения. Получается парадоксальная ситуация – средневзвешенная скорость на основных направлениях составляет более 70 км/ч, а участковая скорость – чуть более 40 км/ч. Не лучшим образом такой режим ведения поезда сказывается и на себестоимости перевозок из-за повышенного потребления топлива на тягу поездов.

Анализ влияния ограничений позволил выявить более 3200 барьерных мест общей протяжённостью 22 800 км, ограничивающих дальнейшее повышение скорости движения на основных направлениях сети железных дорог. В настоящее время повышение скорости движения проводится по двум основным направлениям: повышение установленной скорости движения на участках модернизации и устранение действующих ограничений.

Главный инженер Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры Андрей Лисицын отметил, что с 2016 года реализуется программа, одним из целевых параметров которой является сокращение протяжённости участков с установленной скоростью менее 80 км/ч почти на 1100 км пути. Реализация данной программы позволит до 2018 года в два раза увеличить протяжённость участков со скоростью движения грузовых поездов 90 км/ч на основных направлениях сети железных дорог.

Так, по итогам работы 2016 года скорость была повышена до 90 км/ч более чем на 1100 км развёрнутой длины пути. По итогам работы за 7 месяцев 2017 года на сети дорог была повышена скорость движения для пассажирских поездов на 95,0 км пути, для грузовых поездов – на 76,9 км, всего после выполнения ремонтных работ планируется повышение скорости на 1357,0 км для пассажирских поездов и на 1167,4 км для грузовых поездов. Повышения скорости удаётся добиться за счёт использования современных технологий и материалов при проведении реконструкции железнодорожного пути. Кроме того, проводится планомерная работа по устранению барьерных мест для движения грузовых поездов – после завершения ремонтных работ в конце 2017 года планируется отменить ограничения для грузовых поездов, имеющих в своём составе порожние вагоны, на 577 км пути, увеличить протяжённость участков со скоростями движения грузовых поездов 90 км/ч на 1012 км.

Устранение всех ограничений в пропуске поездов или так называемых барьерных мест на сети железных дорог – задача непростая и требует рационального подхода. По предварительному расчёту, общая стоимость мероприятий по их ликвидации составляет более 1 трлн руб. Особое внимание в настоящее время уделяется пропуску поездов на Восточном полигоне. И нужно отметить, что принимаемые решения по оздоровлению или модернизации пути должны быть очень эффективными.

Центральной дирекцией инфраструктуры совместно с МИИТом проведена работа по разработке вариантов спрямления кривых участков пути с малыми радиусами на участке Забайкальской железной дороги от станции Ерофей Павлович до станции Сегачама. По итогам данной работы проектная длина участка получилась короче почти в два раза по сравнению с существующей. Есть намерение продолжить данную работу на Восточном полигоне.

Спрямление кривых малого радиуса позволит решить ряд задач. В том числе это повышение существующих скоростей движения и устранение мест ограничения скорости. А ликвидация искусственных сооружений старых лет постройки, не отвечающих условиям пропуска современных грузовых вагонов с повышенной нагрузкой на ось, позволит снизить дефицит пропускной способности магистрали. Установленная скорость поездов увеличится, а эксплуатационные расходы на текущий ремонт железнодорожного пути сократятся.

В нынешнем году с целью эффективного взаимодействия при выполнении директивного плана-графика и пропуска вагонопотока особое внимание уделено качеству планирования и проведения работ на длительно закрытых перегонах.

В 2017 году для модернизации пути запланировано предоставить 535 длительных закрытий на 252 перегонах, что на 9% больше, чем в 2016 году. В частности, на Восточно-Сибирской дороге по технологии закрытых перегонов планируется провести реконструкцию пути на 17 перегонах общей протяжённостью более 190 км.

Это составляет 72% от общего объёма модернизации в этом году. На 145 км она уже выполнена, работы идут с опережением календарного плана-графика. Это результат тщательной подготовки к производству ремонтно-путевых работ на закрытых перегонах, а также эффективного взаимодействия со всеми причастными подразделениями.

Наталья Цыплёва


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30