23 октября 2020 11:47

Перевозчиков выберут на конкурсах

В соответствии с транспортным планом

На правительственном сайте размещения информации опубликован для обсуждения текст законопроекта «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Этот документ определит новую модель взаимодействия основных участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
Как говорится в пояснительной записке Минтранса, «реализация идеологических основ законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации пассажирского сообщения, когда государство будет заключать регуляторный договор об организации пассажирского железнодорожного сообщения на определённых условиях и компенсировать перевозчику потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности». По новой модели заключать договор с ФПК на дальние пассажирские перевозки и следить за его выполнением будет Росжелдор, регионы должны проводить конкурсы на обслуживание определённых маршрутов. Сейчас же очень небольшое число субъектов Федерации проводят конкурсные процедуры по выбору перевозчика (в частности, Москва и Московская область), а большинство не могли это сделать, поскольку только-только составили транспортные планы. Маршрутную сеть формируют сами ППК исходя из своих возможностей и компенсаций из местных бюджетов.
«Особенностью новой модели является гармонизация системы организации пассажирских перевозок на федеральном и региональном уровнях, – пояснил заместитель руководителя Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов. – На федеральном уровне будут заключаться договоры по дальним перевозкам, региональные власти заключают соглашения по пригороду. Такие документы будут предусматривать помимо собственно цены определённый набор услуг, которые должны оказываться, и набор критериев, по которым такие услуги будут приниматься к исполнению и, соответственно, оплачиваться. И, конечно, ответственность сторон за соблюдение тех договорённостей, которые заключены».

По словам Андрея Емельянова, в законодательстве уже есть правовые механизмы, которые регулируют пассажирские перевозки. С 2003 года действуют новая редакция Устава железнодорожного транспорта, закон «О железнодорожном транспорте», которые довольно детально описывают взаимоотношения перевозчика, клиента, а также государства при осуществлении таких перевозок. Поэтому новый правовой механизм восполняет законодательство с учётом реформирования железнодорожных пассажирских перевозок. Сейчас пригородные пассажирские компании (ППК) и АО «ФПК» уже самостоятельные юридические лица, они имеют взаимоотношения по доступу к инфраструктуре и другим вопросам с РЖД.

Начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин говорит, что теперь изменится сама концепция взаимоотношений между властями субъектов Федерации и пригородными пассажирскими компаниями.
«Регион определяет стоимость организации железнодорожных перевозок, проводит конкурсную процедуру, и если кто-то готов перевозить пассажиров по такой цене, то он заключает договор, – объясняет Алексей Белянкин. – Если некоторые ППК сейчас вынуждены ходить и просить у властей компенсировать полную стоимость затрат, то после принятия закона субъект Федерации сам будет искать исполнителя перевозок».

Первый текст законопроекта был опубликован ещё в 2012 году. Это уже третья редакция, но все основные принципы и положения сохранены.

Ранее закон не был одобрен из-за сопротивления субъектов Федерации, которые возражали против роста финансовой нагрузки на свои дефицитные бюджеты и указывали на непрозрачность расходов пригородных пассажирских компаний.

Президент ассоциации «Желдорразвитие» Александр Кисько считает, что сейчас ситуация изменилась и документ будет принят.
«Этого закона давно и долго ждут как пригородные компании, так и те, кто занимается дальними пассажирскими перевозками, он определит правила игры, – говорит эксперт. – Время прошло не зря: регионы в этом году утвердили комплексные планы транспортного обслуживания населения. Те льготы, которые даны железнодорожному пригородному комплексу, позволяют осуществлять безубыточную деятельность, и многие ППК находят во взаимодействии с региональными властями пути решения проблем. Ситуация уже не такая напряжённая, как была раньше».

Сергей Плетнёв


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31