23 октября 2020 11:01

Поезд уйдет вовремя



Глубокая ночь. Затих гигантский город. Скорый поезд приближается к Ростову. Вот лучи прожектора скользнули по фермам моста через Дон, а потом колеса застучали на входных стрелках. Состав плавно останавливается около перрона Ростовского вокзала. В купе и коридорах тихо, бодрствуют только проводники. А около поезда уже хлопочут вагонники.

Хвостовую часть состава осматривают коммунист Борис Кабаргин со своим напарником Дмитрием Волковым. С головы идут коммунист Виктор Колесниченко и Алексей Жидков. Где-то в середине поезда они встретятся и расскажут друг другу о состоянии вагонов.

Узкий луч электрического фонаря скользит по буксам, рессорам, тормозным тягам. Кабаргин проверил буксы последнего вагона и ударил молотком по ободу. В ответ раздался чистый звук – деталь как будто без изъянов. Осмотрщик протянул руку к кругу катания. Но что это? Пальцы нащупали впадину. Борис Алексеевич направил свет фонаря на обод: на гладкой поверхности блестела глубокая кольцевая выработка.
– Митя, – тихо позвал он товарища, – иди-ка быстрее сюда.

Кабаргин знал, что в таком состоянии вагон дальше отправлять нельзя. Вскоре около колесной пары стоял Волков. Бросив беглый взгляд на обод, он твердо сказал:
– Нельзя, Борис, так отправлять вагон, а то и до аварии недалеко.
– Сам вижу. Давай подумаем, что делать: отцепить вагон или заменить колесную пару?
– Конечно, заменить! Не для отцепки же мы разрабатывали технологию...

Еще совсем недавно сменить в Ростове колесную пару за время стоянки пассажирского поезда считалось делом немыслимым. Обычно вагон отцепляли. Иногда среди ночи приходилось будить пассажиров и переселять их. Место находилось не каждому. Сколько человек оставалось прямо на вокзалах в ожидании следующего попутного поезда!
– Ничего не поделаешь, – разводили руками железнодорожники, – ведь вагон прибыл в Ростов уже неисправным.

В том, что вагоны прибывали неисправными, вины ростовчан действительно не было. Но терпеть неудобства приходилось пассажирам. Они, конечно, жаловались и, как правило, на ростовских ремонтников, поскольку вагоны отцеплялись здесь. Вагонники искали, как избежать отцепок. Путь был только один – замена неисправных колесных пар на станции. Но как заменить их? Об этом и шел разговор на одном партийном собрании.

Сюда пригласили членов партбюро коллектива станции. Нужно было разработать технологию подачи вагона к месту ремонта и обратно. Без движенцев это не сделаешь, а на приемо-отправочном пути колесную пару не заменить. Ведь через Ростов в разгар летних перевозок проходит более ста местных и дальних пассажирских поездов.

Много ценных предложений высказали коммунисты на этом собрании. Было решено создать творческую группу, которая обобщила бы эти предложения в единую технологию. В группу вошли коммунисты с пункта технического осмотра и депо Н. Савченко, В. Бочаров, Е. Симованьян, инженеры И. Пыхтин, Н. Полибин, беспартийные Г. Полтавцев, А. Кирсанова.

Поиски длились несколько месяцев, а потом на партийном собрании рассматривался проект технологии. Он предусматривал замену колесной пары за 30 минут. Сократить это время, казалось, уже невозможно: только на транспортировку новой и неисправной колесных пар приходилось затрачивать более 10 минут. Но особенно долго отворачивали гайки шпинтонов. Каждая из них весит до килограмма, попробуй справиться с ними вручную, да еще если резьба покрыта ржавчиной и грязью.

Коммунисты вагонного депо и станции отвергли этот вариант. Творческая группа получила новое задание: снизить время на замену колесной пары почти в два раза.

Неудача никого не обескуражила, а лишь усилила творческую активность. После открытого партийного собрания в них участвовал весь коллектив. Коммунист И. Шутько вместе с беспартийным А. Игнатьевым сконструировали и собрали редуктор для тельфера. Он позволил сократить затраты времени на транспортировку колесных пар.

Не менее ценным оказалось еще одно предложение – улучшение конструкции пневматического гайковерта. Его разработали П. Борисов и А. Игнатьев. Механизм ускорял разборку шпинтонов более чем на 10 минут. Общий выигрыш времени с учетом других приспособлений составил 17 минут. Принять такую технологию уже можно: ведь при отцепке вагона поезд всегда задерживался на 25–30 минут.

За внедрение новой технологии взялся весь коллектив, возглавляемый коммунистами. В маленьком тупичке рядом с вокзалом кипела работа: асфальтировалась площадка, устанавливались мощные домкраты, тельфер. В депо местные умельцы изготовили части редуктора, гайковерты. И вот первый вагон подан в тупичок. Через 25 минут он снова стоял на станции. Это была уже победа.

Вместе со всеми ремонтниками на площадке трудился и Борис Кабаргин. И вот теперь ему предстояло применить технологию на практике.
– Так, говоришь, нужно заменить колесную пару, – после некоторого раздумья сказал он. – А ты не забыл, что через 27 минут прибывает еще один скорый? Кто его будет готовить?
– Пожалуй, я об этом не подумал. Видимо, придется все же отцепить вагон.
– Отцепить, – зло повторил Кабаргин, – а в вагоне 56 человек. Хотел бы я видеть, как тебя на какой-нибудь незнакомой станции среди ночи поднимают и высаживают из вагона. Знаешь что, если поднажмем, управимся обязательно. Иди быстро к дежурному по станции, давай заявку. Да не забудь позвать на помощь Жидкова и Колесниченко. А я тем временем выну шплинты, попытаюсь отвернуть гайки шпинтонов.

Дежурный по станции быстро подогнал тепловоз. К тому времени три товарища успели не только отвернуть все гайки, но и разъединить редуктор генератора. Только вагон поставили в тупик, как сразу зашумели домкраты. И вот уже крыша вагона поднялась к самой кран-балке.

Быстро и четко работают ремонтники: разъединены тормозные тяги, убраны подвески. Наконец, выдвинута из-под вагона тележка, а дефектная колесная пара отправлена на запасный путь. Через 16 минут вагон уже подавали к составу.

Когда красные огоньки поезда растаяли в ночи, Кабаргин подошел к своему товарищу.
– Чистая работа, Митя, – с восхищением воскликнул он. – Ни один пассажир не проснулся. Вот она, наша технология!

А на станцию уже входил с севера еще один скорый.

С. Макаров, П. Хурсик,
спецкоры «Гудка»
Ростов-на-Дону


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31