08 апреля 2020 12:48

Акцент на качество перевозок

Реализация комплекса мер по улучшению работы станции Люблино-Сортировочное приносит результаты

На станции Люблино-Сортировочное за последнее время внедрена целая серия проектов бережливого производства. За каждым – предложения, направленные на минимизацию непроизводственных потерь. Экономический эффект от внедрения – миллионы сэкономленных рублей.
За пультом – маневровый диспетчер Надежда Гаршина
Работа над новыми проектами не прекращается
– Я бы не стал увязывать бережливое производство с экономическим кризисом в стране, прямо отразившимся на объёмах перевозок, – говорит о наработках, выполненных коллективом Люблино-Сортировочное, главный инженер станции Андрей Ефимов. – Хотя стоит признать, что кризисные моменты стали во многом отправной точкой в поиске путей оптимизации производственных процессов нашего предприятия. В такой ситуации потребовался детальный анализ, который позволял бы вскрыть резервы, найти «узкие» места в деятельности отдельных участков станции.

Ещё несколько лет назад на снижении объёма вагонооборота (если в докризисный период он превышал шесть тыс. вагонов в сутки, то впоследствии сократился до 3,5–4 тыс. вагонов) по станции прямо отразились и реконструкция Малого окружного кольца, и общее изменение структуры вагонопотоков в пределах Московской железной дороги. Люблино-Сортировочное в большей мере специализировалась на работе не с транзитным вагонопотоком, а с вагонами, прибывающими под выгрузку для станций примыкания Малого окружного кольца, курского, павелецкого направлений. С закрытием МКЖД транзитный вагонопоток пошёл в обход Мосузла через станции Орехово-Зуево, Бекасово, Рыбное. Находясь в черте Москвы, станция оказалась в стороне от этого грузопотока. В такой ситуации встал вопрос о перепрофилировании сортировки, чтобы заняться в первую очередь местной работой, то есть грузами, предназначенными для промышленных предприятий Москвы.

Произошедшие изменения заставили руководство станции принять целый ряд технико-технологических решений.
– Эти решения основывались, главным образом, на скрупулёзном подходе к качеству картирования производственных технологических процессов, ведущихся у нас, и перераспределении обязанностей работников станции, – продолжает свой рассказ Андрей Ефимов. – Для выявления имеющихся ресурсов пришлось проследить загруженность рабочего времени буквально по каждой позиции. Потом на основе полученных данных были сформированы конкретные предложения.

Одно из таких предложений вскоре было взято за основу при создании функционального проекта бережливого производства «Изменение порядка роспуска составов на сортировочной горке железнодорожной станции Люблино-Сортировочное». Как и в других случаях, рабочей группой проекта был выполнен подробный анализ картины трудового дня маневрового диспетчера, задействованного на горке. Тот в процессе роспуска поезда поочерёдно обменивался нужной информацией с операторами первого и второго постов, составителем поездов, занимающимся горочной расцепкой. В этой же цепочке – машинист локомотива, надвигающего состав, регулировщики скорости движения вагонов. А вслед за этим практически уже выполненную маневровым диспетчером работу дублировал оператор первого поста, оповещавший по новой всех занятых в этой операции лиц. А надо ли? Очевидно, что данное звено в образованной цепочке выглядело явно лишним. Отсюда решение, которое легло в основу проекта, – осуществить оптимизацию этого производственного процесса за счёт вывода из него оператора первого поста и возложения его обязанностей на маневрового диспетчера.
– Предоставленные рабочей группой проекта расчёты показали, что наше предложение сулит серьёзное сокращение эксплуатационных расходов, – подытоживает главный инженер станции. – Его внедрение позволило высвободить из штатного расписания сортировки 10 единиц (операторов сортировочной горки) с возложением их обязанностей на маневровых диспетчеров. Экономический эффект от реализации проекта составил более 5,5 млн руб.

В 2016–2017 годах сотрудниками станции разработаны и внедрены новые проекты улучшений. Их появление каждый раз – лучшее доказательство того, что бережливое производство является инструментом, способным работать в любой ситуации. Здесь, как считают представители рабочей группы, занимающейся проектами (помимо Андрея Ефимова, в неё входят высококлассные специалисты Дарья Исакова, Тарас Тарасевич, Елена Веселова), важно всё время быть в поиске способов ликвидации потерь. Так, несколько лет назад после закрытия столичными властями железнодорожных грузовых дворов и подъездных путей в пределах Малого кольца МЖД формирование вывозных, передаточных поездов с местным грузом для станций Южный Порт, Угрешская, Кожуховская стало выполняться работниками сортировки.

При выполнении данных операций основная ставка делается на сервисную составляющую, поскольку формирование составов осуществляется в тесной связке с клиентом. Любопытно, что при желании можно увидеть прямую связь с этим обстоятельством в проектах бережливого производства, разработанных недавно, которые, на первый взгляд, преследовали другие цели.

Один из них («Снижение потребления электроэнергии на станции Люблино-Сортировочное за счёт переноса рабочего места приёмосдатчиков в административное здание станции»), например, как рассказал Андрей Ефимов, позволил не только обеспечить экономию энергоресурсов. Пост приёмосдачи располагался в восстановительном поезде. Чтобы добраться до него, сотням клиентов приходилось только в один конец преодолевать расстояние в 2,5 км. Так что переселение приёмосдатчиков оказалось им только на руку.

Рост количества проектов улучшений, конечно же, свидетельствует о заинтересованности в них как руководства станции, так и рядовых сотрудников. Что стоит за этим очевидным фактом? Думается, что здесь, если говорить в целом, коллектив предприятия постепенно, но верно начинает менять отношение к понятию «качество». Ведь, что греха таить, ещё во многих структурных подразделениях полигона МЖД это понятие рассматривается не иначе, как уровень дефектности: когда во главу угла ставится, скажем, количество отказов транспортных средств, а за бортом остаётся уровень организации процесса. Но ведь полная или даже частичная неуправляемость процессом перевозок, к примеру, существенно снижает качество труда локомотивных бригад, их фактическое и психологическое состояние. Учитывалось ли авторами ещё одного проекта («Установка маршрутного светофора на станции Люблино-Сортировочное») это обстоятельство? Ведь бригада, принимая электровоз, должна быть уверена, что организация движения не позволит ей простоять много времени в ожидании работы, и она выполнит заданные удельные нормы, то есть справится с предназначенным для неё заданием, опираясь на организацию трудового процесса, выполняемого движенцами.
– По сути названным проектом предусматривалась не установка, а смена маневрового светофора на маршрутный, – поясняет главный инженер станции. – Зачем? С возобновлением движения на Кольце (МЦК) проходящий через нашу сортировку вагонопоток стал приближаться к уровню прошлых лет. Встал вопрос о принятии нами мер для снижения простоя как локомотивов, так и вагонов с переработкой. Одна из этих мер заключается в перепрофилировании маневрового светофора на маршрутный. Что получаем в итоге? С МЦК прибывают магистральные локомотивы, заходят в парк прибытия А и, заезжая за сигнал, подгоняются под состав. Таким образом, оставляя технологию работ без изменений, мы снижаем количество задержек у входных сигналов, уменьшаем простои, тем самым увеличивая полезное рабочее время локомотивных бригад.

Бережливое производство отнюдь не панацея от проблем и кризисов. Это разумная организация производства, поскольку значительно проще ежедневно выполнять свою работу качественно, а не исправлять обнаруженные комиссией несоответствия – истина, которая тоже постепенно усваивается коллективом сортировки. Кстати, в ходе проведения в апреле нынешнего года на МЖД аудита эффективности внедрения технологий бережливого производства, отмечен высокий уровень организации проектной деятельности в этом направлении, достигнутый на железнодорожной станции Люблино-Сортировочное.

Владимир Горелкин
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30