27 октября 2020 09:49

Полис двойных стандартов

Опытным водителям – скидка 34%, молодым – надбавка до 80%

Центробанк предложил новый способ расчёта стоимости полиса ОСАГО.
Регулятор предлагает изменить коэффициент возраста и стажа водителя, который сегодня является одним из основных критериев формирования итоговой стоимости полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

По возрасту водителей разделят на семь групп: от 16 до 21, от 22 до 24, от 25 до 29, от 30 до 34, от 35 до 39, от 40 до 49 и старше 49 лет. Стаж также будет ранжироваться: без опыта, с опытом 1, 2, 3–4 года, 5–6, 7–9, 10–14 и более 14 лет. В зависимости от сочетания двух этих показателей коэффициент составит от 0,66 (что эквивалентно скидке на стоимость полиса в 34%) до 1,8 (что эквивалентно надбавке к стоимости полиса в 80%).

Основной принцип – чем опытнее водитель, тем дешевле полис ОСАГО – сохраняется. Но сейчас коэффициент возраста и стажа рассчитывается следующим образом: 1,8 к базовой ставке для водителей до 22 лет включительно со стажем вождения до трёх лет включительно, 1,7 – более 22 лет со стажем вождения до трёх лет включительно, 1,6 – до 22 лет включительно со стажем вождения свыше трёх лет, 1 – более 22 лет со стажем вождения свыше трёх лет. То есть действующее законодательство не предусматривает отдельных скидок за опыт при заключении нового договора ОСАГО.

Если поправки ЦБ будут приняты, формирование цены будет более адресным. «По сути, коэффициент для молодых водителей предлагают повысить, а для опытных – понизить. Подобный подход логичен, особых возражений не вызывает, – говорит председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. – Формальным поводом для подобных изменений стали участившиеся случаи тяжких ДТП с участием именно молодых водителей».

Ещё одно новшество, которое предлагает регулятор, – повысить стоимость полиса без ограничения числа водителей. Так называемая страховка «мультидрайв» может стать дороже в полтора раза. Сейчас коэффициент при покупке такого полиса составляет 1,8. Если поправки ЦБ примут, то коэффициент увеличится до 2,7. Это ужесточение поможет избежать ситуаций, когда водитель пытается скрыть свои прежние аварии или неопытность, чтобы не платить больше.
«В такой полис можно вписать любое лицо, даже без стажа и опыта вождения. Он обходится дороже страховым компаниям, так как является «неограниченным» по числу допущенных лиц», – поясняет руководитель управления методологии обязательных видов страхования ОАО «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, новшества сделают расчёт ОСАГО более справедливым без повышения тарифов.

Однако сами автомобилисты считают, что в сторону «справедливого» ОСАГО сделаны ещё не все шаги.
«Есть ряд коэффициентов, привязанных к характеристикам автомобиля, что нелогично. Водитель страхует свою ответственность, а не ходовые характеристики машины. Если реформировать ОСАГО, то первое, что надо делать, – отменить коэффициенты, связанные с автомобилем», – уверен Виктор Похмелкин.

Однако, отмечает эксперт, Центробанк эту проблему пока не рассматривает.

У автостраховщиков также есть предложения по усовершенствованию ОСАГО. «В ходе грядущих изменений было бы разумно предусмотреть изменение тарифов или коэффициентов и для других, даже более аварийных категорий транспорта – такси, маршруток, грузовиков», – считает Денис Макаров.

Александра Посыпкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31