23 октября 2020 11:07

Рекорды контейнерных перевозок

Упрощение правил отправки контейнерных грузов привело к увеличению их объёма до максимального уровня

Российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок за 2016 год вырос на 11% по сравнению с 2015 годом и достиг исторического максимума в 3,3 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент).
В 2017 году Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) прогнозирует объём перевозок контейнеров на уровне 3,5 млн TEU, что на 5,8% выше уровня 2016 года. В случае если прогноз оправдается, исторический максимум будет снова побит. В ЦФТО подчеркнули, что наибольший прирост ожидается во внутрироссийском и транзитном сообщении.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), предыдущий рекорд железнодорожных контейнерных перевозок был зафиксирован в 2014 году, когда объём перевозок в контейнерах составил 3,2 млн TEU. В 2015 году впервые за 5 лет объём рынка сократился на 8% – до 3 млн TEU. Таким образом, относительно уровня 2014 года объём рынка в 2016-м вырос на 1,4%.

Основной вклад в достижение рекорда внесли перевозки по внутрироссийским маршрутам. По статистике ПАО «ТрансКонтейнер», в этом сегменте рост составил 180 тыс. TEU, или 12%, по сравнению с 2015 годом. С учётом общего увеличения объёма контейнерных перевозок на 302 тыс. TEU по сравнению с прошлым годом рост внутренних перевозок составил 60%.

Эксперты считают, что на это повлияли меры, предпринимаемые ОАО «Российские железные дороги» в рамках политики клиентоориентированности, в том числе эксперимент ЦФТО по отмене подачи и согласования заявки на перевозку грузов формы ГУ-12, который привлёк спотовых клиентов, то есть заинтересованных в отправке контейнера в день обращения.

В 2016 году вице-президент ОАО «РЖД» – генеральный директор ЦФТО Салман Бабаев принял решение при перевозке контейнеров в прямом сообщении (исключая припортовые станции) не требовать оформления заявки ГУ-12. Сначала это был эксперимент на период с 1 мая по 31 июля. Если в первом полугодии прошлого года рост контейнерных перевозок был зафиксирован на уровне 6%, то во втором полугодии, после упрощения процедуры оформления грузоотправки, – уже 15%.

Ранее, согласно железнодорожному законодательству, грузоотправитель должен был предоставить заявку перевозчику в срок от 10 до 15 суток до начала перевозки в зависимости от вида сообщений. Теперь заявку можно не подавать, не визировать железнодорожную накладную и не заниматься оформлением груза при внутренних контейнерных перевозках. Упрощение сделано для привлечения грузов к перевозке железнодорожным транспортом в условиях конкуренции с альтернативными видами транспорта. Новый режим как раз и был внедрён для оформления срочных грузоотправок.

Для решения вопроса об упрощении процедур была создана рабочая группа, в которую вошли представители ЦФТО, операторы холдинга «РЖД» и крупнейший участник российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок – «ТрансКонтейнер». В частности, в рамках мероприятий рабочей группы проводились встречи с клиентами.

По итогам 2016 года лидерство на российском рынке железнодорожных контейнерных перевозок сохранил «ТрансКонтейнер», обслужив 47,3% его объёма. Компания, по её данным, показала рост почти на уровне рынка – 9% (до 1,5 млн TEU). При этом наибольшее увеличение произошло в сегментах экспортных (на 13%) и внутренних (на 10%) перевозок.

Эксперимент ЦФТО сыграл значительную роль в приросте объёмов перевозок контейнеров внутри страны, пояснил «Гудку» эксперт Аналитического центра при правительстве Дмитрий Черненок. «Это упростило клиентам доступ к услугам железнодорожного транспорта, а также сократило срок принятия решения на перевозку, что повысило конкурентоспособность железнодорожного транспорта», – сказал он.

Вместе с тем Дмитрий Черненок предупредил, что рост контейнерных перевозок в России в ближайшее время может столкнуться с инфраструктурными ограничениями. «Слабое развитие сети терминально-логистических центров не сможет обеспечить увеличения скорости оборота контейнеров», – подчеркнул эксперт.

Ключевое значение усилий ЦФТО в росте контейнерных перевозок отметил и ведущий эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Сергей Оленин. «Отмена необходимости подачи заявки ГУ-12 при оформлении документов на перевозку способствовала сокращению сроков доставки грузов в контейнерах и привлечению дополнительных клиентов на железную дорогу», – сказал он, отметив, что были и другие «локальные изменения в нормативно-правовой базе», которые способствовали росту рынка.

Помимо этого эксперт связал общий рост рынка с тем, что в контейнерах стали больше возить грузы, которые раньше в них почти не возили: насыпные, навалочные, наливные химические и нефтяные. Тем самым повысился уровень контейнеризации.

По мнению Сергея Оленина, развитие контейнерных перевозок способствует в первую очередь усилению экспортно-импортного и транзитного потенциала страны в основных отраслях промышленности. Положительные эффекты от роста уровня контейнеризации проявляются, по его словам, также и в модернизации и развитии инфраструктуры – терминалов, станций и путей.

Член подкомитета по логистике комитета Торгово-промышленной палаты по транспорту и экспедированию Людмила Симонова отметила, что рост объёма экспортного сегмента в 2016 году был связан с макроэкономическими причинами, в том числе с укреплением рубля, поэтому без развития промышленности это направление может в перспективе не выдержать международной конкуренции. Эксперт даже не исключила снижения экспорта в краткосрочной перспективе.

Николай Логинов



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31