28 сентября 2021 07:04

Вагоны выходят с рынка

Минэкономразвития объявило, что хочет ограничить производство полувагонов для российского рынка на уровне 20 тыс. в год. Для этого придётся разработать и принять ряд законодательных ограничений. Этого количества достаточно для поддержания оптимального баланса на сети, который не предполагает значительного профицита и снижения суточных ставок за аренду.

С 2007 года банки инвестировали в производство подвижного состава свыше триллиона рублей, но к сегодняшнему моменту, по данным Минэкономразвития, к ним вернулась едва ли треть от этих инвестиций. Постоянные рост и падение суточных ставок делают проблематичным окупаемость вагонного парка, затрудняют прогнозируемость. Ещё год назад, к примеру, суточные ставки за аренду полувагона были более чем в два раза ниже, чем сейчас, и не позволяли окупать даже текущие затраты на содержание. И вот теперь аренда снова устремилась вверх. Предложение министерства поддерживают операторы, которым нужно расплачиваться за вагоны, и, разумеется, сами банки.

Однако хорошо бы учесть и негативные последствия такого регулирования, которые, несомненно, будут. Даже сейчас, в период спада спроса, российские предприятия выпускают 30–35 тыс. полувагонов в год, а в целом вагоностроительные мощности составляют около 70 тыс. Если ограничить производство, эти 20 тыс. вагонов станут дефицитным, а значит, дорогим товаром, и российским операторам, возможно, станет выгоднее закупать их за рубежом, благо в соседних республиках с более низким курсом национальной валюты, в Белоруссии и Казахстане, также существуют вагоностроительные заводы. Но главная опасность будет заключаться в том, что исказятся рыночные сигналы. Даже если и появятся возможности на каких-то направлениях перевозить грузы дешевле, чем сейчас, то закупить дополнительное количество вагонов для этого будет трудно, особенно для небольших компаний. Сейчас количество вагонов на сети определённым образом уже регулируется платой за их нахождение на путях. Стоит ли искусственно ограничивать производство каким-то конкретным показателем, который сегодня актуален, а завтра уже нет? Вероятно, стоит получше изучить мнения грузоотправителей, на которых и ляжет основная негативная часть такого решения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30