10 августа 2020 19:40

Температура «вечного двигателя»

На стальной магистрали с её железным характером невозможно добиться высокого результата без такого ценного свойства человеческой души, как верность выбранной профессии

Завершена работа по вводу в эксплуатацию всех станций Московского центрального кольца. В Московской дирекции скоростного сообщения (МДОСС), основном перевозчике, прошла церемония вручения наград отличившимся в работе над проектом – от президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и генерального директора Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) Антона Петрова. Своеобразная, с лёгким психолого-философским подтекстом, форма публичного признания успехов, достигнутых сотрудниками предприятия.
Мероприятия такого рода принято проводить в специально отведённый день, с освобождением от службы, в актовом зале со сценой и при большом количестве зрителей. Одним словом, в торжественной обстановке. МДОСС проводит свои – прямо на рабочем месте, в моторвагонном депо, где поезда находятся на профилактике и ремонте. С узким кругом участников. В обычный рабочий день, ненадолго отлучив сотрудников от исполнения служебных обязанностей. Так было и в этот раз.

Церемония награждения проходила в центре депо, на «пятачке». И хотя не было массы зрителей и бурных аплодисментов, она совершенно не утратила праздничности. В этих стенах, окрашенных в столь оптимистические цвета, рядом с подвижным составом весьма эффектного экстерьера и ослепительного блеска любое, даже самое незначительное мероприятие обретает статус торжественного. Это на вокзалах и станциях «Ласточки» – общественный транспорт. А здесь они почти архитектурное сооружение, организующее пространство, своей величественностью, формами и выразительностью поражающее воображение.

28 сотрудников МДОСС из почти 40 представленных к наградам, те, кто мог ненадолго покинуть рабочее место, прибыли, чтобы получить заслуженные трофеи «за эффективный и добросовестный труд и активное участие в реализации проекта реконструкции Малого кольца МЖД». Члены высшего руководящего состава предприятия, среднего – секторов, отделов, участков, ведущий инженер, технолог, машинисты-инструкторы, машинисты, слесарь-сантехник.

Генеральный директор ДОСС, как и полагается на подобных мероприятиях, сказал официальное вступительное слово собравшимся, которое, впрочем, прозвучало абсолютно неформально. О результатах работы дирекции в реализуемых ОАО «РЖД» проектах. На линии Москва – Санкт-Петербург 40% перевозок осуществляется скоростными поездами, что превышает долю авиакомпаний. А «Сапсан» по сравнению с прошлым годом дал прирост объёма – 37%. То есть предприятие достигло цели, которую ставило перед собой, – преодолеть конкурентные преимущества авиации. И сегодня огромным успехом у москвичей и гостей столицы пользуется МЦК –эксклюзивный проект, равного которому нет в стране. И всё это благодаря труду сотрудников, в частности, представленных к наградам.

В качестве трофеев были два ценных подарка – именные часы (очень красивые, стильные) от президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и генерального директора ДОСС Антона Петрова – машинисту-инструктору электропоезда Руслану Михалевскому и ведущему инженеру по материально-техническому снабжению Александру Верещаку. То есть в каком-то смысле материальное поощрение. Остальные – грамоты и благодарности – тоже со вкусом оформленные. То есть поощрение моральное. И конечно дамам – цветы, розы. Руководитель головной дирекции вручал всё очень тепло и искренне, каждому сотруднику говорил какие-то отдельные, казалось, предназначенные только лично ему слова.

Виновники торжества заметно волновались. И поначалу как будто были немного задумчивы. О чём они думали в эти минуты? Может быть, вспоминали этапы пройденного пути? Позже в беседе с корреспондентом «Московского железнодорожника» Антон Петров сам ответит на этот вопрос.
– Если перелистать назад страницы этой книги под названием «Подготовка и запуск проекта МЦК», первое, что вспоминается, – январь этого года, когда мы узнали о необходимости в короткий срок выполнить всю работу: набрать локомотивные бригады, подготовить подвижной состав, разработать график движения поездов, технологию их обработки. Поначалу нам казалось это чрезвычайно сложной задачей. Но потом сомнения развеялись. Мы обрели уверенность в том, что понимание, ответственность людей и слаженность коллектива позволят выполнить проект в срок.
Что стоит за этими сдержанными характеристиками руководителя предприятия своих сотрудников? Ведь ему, несомненно, хотелось сказать о них больше, чем предполагают рамки блиц-интервью? Что скрывается за формулировкой: «эффективный и добросовестный труд и активное участие»? Знания и умения, опыт и профессионализм, творческий подход и инициатива, инновационные идеи, экономия материальных ресурсов, бережливое производство, наставничество, жертвенность и усердие… И конечно, неравнодушие – известное и важнейшее качество «скоростников».

Кто-то, возможно, задастся вопросом: достойная ли это награда – моральный способ поощрения, почётная грамота за такой профессиональный и личностный набор в наш прагматичный, капиталистический век? Можно с уверенностью сказать, что сотрудники МДОСС, как это обычно бывает, получили премию за качественно и в срок выполненную работу. Но вот учёные-психологи говорят, что материальное поощрение – деньги – не всегда срабатывает эффективно. Психология человека такова, что ему всё время хочется большего. И сумма сегодня – достойная, завтра может показаться недостаточной. Поэтому, помимо материальных стимулов, обязательно нужны моральные. Они оказывают на человека большое эмоциональное воздействие, способствуют укреплению самоуважения. И демонстрируют признание его как личности. Не говоря уже о том, что это память на долгие годы.

Высокий результат труднодостижим даже со всем этим профессионально-личностным набором без ещё одного компонента – мотивации. Особого психофизиологического чувства, которое движет человеком, позволяющего мобилизовываться и отдавать по максимуму в рутинных буднях. Решать, казалось бы, неразрешимые задачи. И не только высоко держать планку, но и порой прыгать выше головы. Этот своеобразный «вечный двигатель», витиевато расшифрованный философами и многосложно – официальными словарями и энциклопедиями, просто-напросто любовь к своему делу. А любовь не купишь ни за какие деньги.
– Железная дорога – это моё призвание, – сказал под занавес нашей беседы Антон Петров. – Я с детства мечтал стать железнодорожником, работал движенцем, дежурным по станции, диспетчером. Помню, насколько интересно мне было и как трепетно я относился к своей службе. И сегодня смотрю на лица наших сотрудников и вижу огонёк в их глазах. Это значит, они занимаются любимым делом, тем, что им по сердцу. Для меня это счастье – видеть, что этот проект реализовался и что люди получают удовольствие от работы. Это так важно в жизни, правда?

…Прямо перед началом церемонии в центр депо, где было назначено проведение мероприятия, тихо и величественно подкатила с рейса «Ласточка» с толстым слоем наледи на фасаде кабины. В этот день подморозило и мела сильная метель. Уже через пару минут, вопреки «физическим нормам», весь лёд растаял. Быть может, это железнодорожники растопили его своими горячими сердцами…

Светлана Новаковская
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30