10 августа 2020 19:35

Проверяющих оставили на берегу

Верховный суд России (ВС) частично отменил приказ Министерства транспорта России (Минтранс), утвердивший действующую с 2010 года схему пропуска грузов через госграницу – в той её части, где речь идёт об обязательной доставке таможенников, пограничников, санитарных и ветеринарных инспекторов на стоящее на рейде судно. Суд отменил доставку на борт судна проверяющих за счёт бизнеса.
Иск в ВС 25 августа 2016 года подало некоммерческое партнёрство «Ассоциация морских агентов Санкт-Петербурга» (АМАСПб). Организация просила признать недействующими пункты 19-8 и 23-8 «Типовой схемы организации пропуска через государственную границу России лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озёрных) пунктах пропуска». Утверждена типовая схема приказом Минтранса № 247 от 22 декабря 2009 года.

Суд рассмотрел дело со второй попытки – первое заседание 10 ноября 2016 года не состоялось и было перенесено на 17 ноября, когда Верховный суд решил полностью удовлетворить иск. Мотивировочная часть решения на момент подготовки статьи ещё не была опубликована.

Отменённые судом пункты предусматривают доставку «судовладельцем (уполномоченным им лицом) на судно должностных лиц заинтересованных государственных контрольных органов, принявших решение проводить государственный контроль на борту судна». Речь идёт о прибывающих и убывающих с территории России грузах. В остальном порядок пересечения грузами границы не меняется.

Отменённые судом пункты приносили бизнесу много хлопот и расходов. По словам Евгения Абаева, исполнительного директора входящей в АМАСПб петербургской компании Astra Shipping Agency, стоимость буксира начинается от 20 тыс. руб. в час, при этом минимальное время нахождения комиссии на судне составляет полтора часа.
«Это приличные расходы, и они ещё больше снижают привлекательность российских портов, – полагает Евгений Абаев. – Мировая практика обычно предусматривает отсутствие обязательных визитов чиновников. Контролирующие органы могут в любой момент проверить судно и груз, но делают это на своё усмотрение и далеко не всегда. У нас пограничники и таможенники посещают судно почти обязательно, санитарные инспекторы – на своё усмотрение».

Верховный суд является высшей инстанцией для большинства коммерческих споров. Дальше спор может принять на рассмотрение только Конституционный суд России, но его подобный вопрос может заинтересовать только с точки зрения соответствия основным законам страны.

Победа в споре с государством, интересы которого представляет Министерство транспорта, оказалась для АМАСПб неожиданной.
«Если посмотреть статистику решений Верховного суда по искам об оспаривании законодательства к Минтрансу, то без рассмотрения остаются 99% дел», – заявил «Гудку» петербургский адвокат Вячеслав Литовченко, представлявший в суде интересы АМАСПб.

Несмотря на решение ВС, судовладельцы не ожидают скорого изменения фактического порядка растаможивания морских грузов.
«Сложившаяся практика достаточно негативна. На местах решение может не исполняться – из-за отсутствия инструкции или банальной нехватки транспорта. Грузовладелец – это коммерческая организация и не может себе позволить ждать, пока чиновники найдут транспорт. А по закону груз не может пересечь границу без прохождения проверки. Если будет задержка, грузопоток уйдёт к конкуренту», – говорит Евгений Абаев.

Минтранс отказался от комментариев «до официального поступления решения суда» в ведомство.

Павел Арабов




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30