16 января 2021 17:25

«Новичков» отправят без убытков

Делегаты 65-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества достигли принципиальной договорённости об организации экономически эффективного пассажирского сообщения между странами.
Главы железнодорожных администраций вчера подписали официальный протокол заседания. По информации «Гудка», окончательная редакция «Методики расчёта эффективности пассажирских поездов» в протокол не вошла. Стороны продолжат её обсуждение. Однако результат экспертных встреч до и во время заседания в Таллине всё же значительный. Согласовано решение о том, что новые пары пассажирских поездов между государствами будут назначаться только с учётом финансовых интересов государств по маршруту следования.

Как уже сообщал «Гудок», в настоящее время, как это ни парадоксально, прежние договорённости в рамках совета не позволяют отменить убыточный состав в одностороннем порядке. Например, поезда из Казахстана, Киргизии или Таджикистана в РФ когда-то были рентабельными, а сейчас приносят убытки Федеральной пассажирской компании, которая вынуждена платить НДС за прохождение составов по инфраструктуре РЖД. Получается замкнутый круг: падает спрос, финансовая нагрузка ложится прежде всего на пассажира, а перевозчики не могут решить вопрос сами.

Как рассказал «Гудку» председатель дирекции совета Пётр Кучеренко, проблему могла бы решить ликвидация НДС на перевозки и услуги пассажирских перевозчиков в разных государствах. Но это вопрос к государственным органам власти, и быстро его разрешить точно не получится. Пока НДС решился «обнулить» только Узбекистан.

После заседания в Таллине вопросы пассажирских перевозчиков решены лишь отчасти: новые поезда назначить без их согласия нельзя. Но действующие маршруты сохранятся, даже если это невыгодно одной или двум странам.

Председатель совета, президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров в выступлении перед подписанием протокола остановился на интеграционных процессах в рамках информационного взаимодействия дорог и электронных сервисов для клиентов.

Одним из приоритетов он назвал создание удобных инструментов для электронного обмена данными с партнёрами, клиентами, государственными контролирующими органами при организации перевозок внешнеторговых грузов.
«Нашу стратегическую цель можно назвать так: «Цифровая железная дорога», – отметил глава РЖД. – Под этим термином понимается единый информационный комплекс взаимосвязанных систем обработки данных и систем автоматики в управлении перевозками. Максимально быстрое внедрение таких технологий существенно повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта, включая его международную составляющую».

В продвинутой стадии находится проект внедрения безбумажных технологий при экспортных операциях на границе Таможенного союза. В конце года, в частности, должна быть организована передача порожних вагонов по такой технологии из Калининграда через территорию Литвы и Белоруссии.

Идеальным результатом интеграции информационных процессов на евро-азиатских маршрутах может стать отправка гружёных поездов по электронным накладным уже в 2018 году.

Из других важных замечаний, попавших в протокол общих решений в Таллине, отметим расширение справочника моделей грузовых вагонов. Теперь в него включены вагоны с повышенной нагрузкой на ось – до 25 тонн. Это коснётся в первую очередь российских машиностроителей. Из неофициальных результатов выделяется проект по согласованию правил комплексных расчётов между администрациями. В будущем он должен снять разногласия между дорогами при использовании подвижного состава разных форм собственности. Темпы реформирования отрасли в государствах «пространства 1520» существенно различаются, что уже создаёт неудобства и в финансовых операциях.

Подробнее «Гудок» расскажет о результатах заседания в следующих номерах.

Сергей Черешнев
Таллин


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31