24 января 2021 00:20

Адаптация: вхождение без муки

Наставник – не надзиратель, а грамотный педагог, который не даст стажёру ни растеряться, ни переоценить свои возможности

Кураторов для вчерашних студентов будут отбирать не только по уровню квалификации и трудовому стажу, но и по личным качествам.
Впервые переступая порог предприятия, молодые сотрудники компании сталкиваются с великим множеством трудностей, преодоление которых в одиночку может заметно испортить жизнь самому новичку и принести убытки компании. Трудно влиться в коллектив, не просто понять свои трудовые обязанности, мудрёное дело – познать все тонкости технологии производства, а также принять ценности, обычаи и традиции, что вкупе называется корпоративной культурой компании.

Кажется, в этой ситуации не придумали пока ничего и никого лучше наставника, на опеку и поддержку которого вправе рассчитывать вчерашний студент, чтобы не чувствовать себя в первые месяцы своей работы бесполезным и потерянным.

На протяжении долгого времени главным критерием при назначении наставником оставался длительный трудовой стаж работника. Чем дольше работаешь, тем больше знаешь и умеешь, а значит, и стажёр твой тоже много чему у тебя научится. Такова была логика. И собственно умение делиться своими знаниями и навыками мало кого интересовало.
«Во внимание не принимались ни способность работника передавать свои знания и опыт, ни фактический уровень развития его профессиональных компетенций, – говорит начальник службы управления персоналом и социального развития Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Леонид Сиротин. – Часто наставника даже не спрашивают, хочет ли он вообще заниматься обучением и развитием новых сотрудников. В результате наставничество сводится к формализму и становится неэффективным».

При таком подходе может пострадать качество работы и самого куратора. «Ответственность, которая ложится на наставника, очень велика. Переживаешь за работу стажёра больше, чем за свою. Поэтому и устаёшь вдвойне. Так что даже опытные работники не всегда соглашаются обучать новичков», – говорит составитель поездов станций Нижневартовск-1 и Нижневартовск-2 Свердловской дороги, сам наставник со стажем, Василий Петровский.

Исправить ситуацию и придать институту наставничества в компании новый импульс развития поможет обновлённое Положение об адаптации работников в ОАО «РЖД», увидевшее свет в самом конце прошлого года.

Принципиальное значение в документе имеет детально расписанный порядок отбора наставников. В частности, кандидаты должны иметь стаж работы по конкретному направлению от трёх лет, у них не должно быть нареканий и дисциплинарных взысканий со стороны руководства за последний год, кураторам необходимо обладать развитыми корпоративными компетенциями, а также способностями к установлению взаимопонимания и доверительных отношений, потребностью и умением помогать ближнему, щедро делиться своими опытом и знаниями. Особо подчёркивается тяга к воспитательной работе. Предполагается, что наставников самих будут направлять на обучение для развития в том числе и своих педагогических навыков.
«Обучение наставников проходит в формате семинаров, тренингов, деловых игр. С ними работают психологи и кадровики. Они объяснят и подскажут, как общаться со стажёрами в той или иной ситуации, как вовремя и деликатно указать им на ошибки, скорректировать их действия для достижения качественного результата», – поясняет начальник сектора профессионального отбора, оценки и мониторинга персонала Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Наталья Туманова.

К слову, большинство предприятий и структурных подразделений компании разрабатывают и собственные, более конкретные нормативные документы, регламентирующие процесс адаптации.

В Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» пилотное внедрение комплексной системы наставничества как составляющей адаптационных мероприятий началось ещё в 2014 году. Сейчас уже можно подвести первые положительные итоги, которые в филиале напрямую связывают с новыми подходами.
«В 2015 году число уволенных работников со стажем до года сократилось на 20%, оптимизирован срок стажировки – в среднем она сократилась на две смены, снижены риски нарушения безопасности движения и охраны труда в первый год работы. Кроме того, повысился интерес персонала к наставнической деятельности в целом», – говорит заместитель начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Иван Яриков.

В положении по адаптации Центральной дирекции инфраструктуры целый раздел посвящён становлению в должности вновь назначенных и переведённых с должности руководителей структурных подразделений. По мнению представителей кадрового блока ЦДИ, такие руководители нуждаются в адаптации не меньше, чем рабочие или специалисты.

Предлагаемые в положении инструменты позволяют выстроить систему по оказанию руководителю практической помощи на первоначальном этапе работы. Это, в свою очередь, сокращает сроки овладения им новыми функциональными обязанностями, сроки приобретения навыков и развития требуемых профессиональных компетенций.

Кадровики уверены, что обновлённое Положение об адаптации появилось как нельзя вовремя и благодаря чёткой регламентации их деятельности станет эффективным средством в борьбе с формальным отношением сотрудника к своим обязанностям как наставника.

Впрочем, иногда и сам стажёр не особо заинтересован в поддержке и помощи куратора.
«Иные молодые специалисты, только окончив обучение и придя на производство, считают, что они обладают всеми необходимыми знаниями и хотят работать исключительно в должности руководителя. Такие, как правило, скептически относятся к системе наставничества, считая, что больше им учиться нечему», – говорит Леонид Сиротин.

Такая позиция, по мнению молодого работника Тобольской дистанции пути Свердловской дороги, бригадира пути по контролю за состоянием пути Василия Залатова, явная, ничем не оправданная переоценка своих способностей и возможностей.
«Приходя на работу сразу после вуза, «зелёный» специалист не всегда может самостоятельно оценить реальное состояние дел в компании и на предприятии, не понимает, что от него требуется здесь и сейчас, – уверен Василий. – В этом и состоит миссия наставника. В моём случае с ней прекрасно справился начальник участка Сергей Леонидович Куприенко, который очень помог мне в профессиональном становлении».

Многие подразделения и предприятия компании, чтобы сократить разрыв между теоретической подкованностью и практическими умениями вчерашних выпускников учебных заведений, придумывают свои механизмы.

Так, Главный вычислительный центр ОАО «РЖД» активно сотрудничает с отраслевыми учебными заведениями и проводит адаптацию потенциальных сотрудников со студенческой скамьи. На последнем курсе будущие специалисты уже работают в ГВЦ неполный рабочий день. Дипломные работы они готовят под двойным руководством – представителей вуза и работодателя и обязательно с перспективой внедрения научной работы на предприятии.
«Для нас важно получить готового к работе специалиста сразу после окончания им вуза и до предела сократить время адаптации, – поясняет заместитель директора по управлению персоналом и социальным вопросам Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» Сергей Хлыбов. – Необходимо максимально использовать время и ресурсы для подготовки, тем самым минимизировать собственные затраты на обучение и адаптацию. К тому же уровень производительности неподготовленного сотрудника низкий, а риск нарушения им технологического процесса достаточно высок».

Программист отдела автоматизированных систем управления перевозочным процессом Екатеринбургского информационно-вычислительного центра (ЕИВЦ) Анна Щукина ещё во время учёбы в УрГУПСе поняла, что для успешной работы необходимо как можно раньше заявить о себе. Уже на третьем курсе девушка пришла в ЕИВЦ. В течение трёх учебных лет она знакомилась с тонкостями будущей работы. Однако, по признанию Анны, самым сложным для неё было не выполнение заданий, а вхождение в сплочённый коллектив программистов.
«Приходилось собирать всю волю в кулак, чтобы только подойти и узнать, как правильно сделать то или иное действие, особенно когда моего наставника, начальника отдела автоматизированных систем управления перевозочным процессом ЕИВЦ Людмилы Владимировны Токаревой не было рядом. Именно она помогла мне стать «своей», поэтому я считаю её второй мамой в стенах центра», – рассказывает Анна.

С подобными проблемами сталкиваются большинство новичков. Поэтому без участия старших опытных наставников им не обойтись.
«Необходимо справляться с большой ответственностью, которая лежит на тебе, привыкать к новым обязанностям, – говорит дежурный по станции Ивантеевка Московской дирекции управления движением Дмитрий Семёнов. – Поначалу мне было очень тяжело адаптироваться к сменному графику, особенно к работе по ночам. Но благодаря моему наставнику Наталье Владимировне Ковылиной, я без проблем вошёл и в коллектив, и в работу. Она отвечала на все мои вопросы, подталкивала к самостоятельным действиям по ходу обучения. Так что грамотный куратор в профессиональной жизни стажёра – это очень важный человек».

Юлия Соловьёва


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30