20 января 2021 00:20

Как два сообщающихся сосуда

Развитие культуры безопасности становится важным фактором для привлечения клиентов

Понятие «культура безопасности» за последние несколько лет стало одним из основополагающих критериев оценки деятельности ОАО «РЖД» в целом. По своей значимости оно сопоставимо с таким не менее популярным словом, как «клиентоориентированность».
Дмитрий Горлевский, заместитель начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам
На мой взгляд, между этими понятиями, или терминами, просматривается тесная взаимосвязь.

В чём она проявляется? Постараюсь на примере организации работы с персоналом в нашей дирекции провести её анализ.

Для начала остановлюсь на том, что мы сегодня подразумеваем под понятием «культура безопасности». При этом совершенно справедливо может возникнуть вопрос: а не дань ли это моде на красивые названия, громкие термины, которые потом превращаются в пустой звук из прошлого, когда даже самое хорошее начинание в конце концов забалтывали так, что потом о нём все благополучно забывали?

Позволю себе напомнить, что самое широкое распространение этот термин получил после памятной всем нам Чернобыльской трагедии. А в 90-е годы и тем более уже в наши дни он становится одним из ключевых на производстве. Мы сколько угодно можем рассуждать о внедрении новых методов организации труда, разработке более эффективных современных подходов и концепций, но всегда стоит помнить, что каркасом культуры безопасности был, есть и всегда будет сам Человек. То есть «человеческий фактор» является определяющим в воспитании и подготовке современных и будущих кадров.

Хотел бы остановиться на одном из основных признаков наличия культуры безопасности на производстве – вовлечённости персонала в общий производственный процесс. Исходя из собственного опыта скажу, что конкретного человека мало вовлечь в работу. Очень важно, чтобы работник понял, что на безопасность влияет его результат осознания важности и личной потребности в безопасности движения поездов. Или, иными словами, каждое принятое решение – это не что иное, как плод и коллективной, и одновременно индивидуальной доли ответственности каждого члена коллектива.

По результатам проведённых нами исследований в 2015 году уровень вовлечённости персонала Октябрьской дирекции инфраструктуры составил 56,07 единицы, что на 2,9 единицы больше показателя 2014 года (53,18).

Более подробно остановлюсь на том, как нам удалось достичь таких позитивных показателей. Самое пристальное внимание мы стали уделять проведению внутридирекционных интерактивных тренингов, семинаров, «круглых столов» по развитию культуры безопасности на всех уровнях её формирования, начиная с топ-менеджеров и заканчивая молодыми кадрами.

Мы организовали мощную наглядную агитацию. Была проведена целая кампания по повышению культуры безопасности с повсеместным использованием широкоформатных плакатов. Кроме того, разработанная нами методика интеграции вопросов культуры безопасности в систему наставничества позволила не только повысить уровень обучающихся, но и самих наставников. Для них данная методика фактически стала курсами по повышению собственных компетенций.

Немаловажную роль сыграла и разработанная памятка для всех работников, и в первую очередь для агентов влияния культуры безопасности. Причём мы охватили руководителей всех уровней, в том числе самих наставников.

Например, заместитель начальника Дирекции по безопасности Роман Химач предложил разработать специальную памятку для сотрудников Октябрьской дирекции инфраструктуры, которая начинается с обращения начальника дирекции Евгения Шевцова лично к каждому работнику.

Большую лепту Роман Химач внёс и в разработку и внедрение функционального проекта «Концепция развития культуры безопасности движения в хозяйствах Октябрьской дирекции инфраструктуры». Разработанные нами комплексные меры помогут достичь тех целевых параметров, которые утверждены на уровне Центральной дирекции инфраструктуры и полностью сочетаются с требованиями Октябрьского регионального центра корпоративного управления. В частности, в этом году необходимо повысить коэффициент надёжности перевозок на 45% к уровню 2015-го, а также коэффициент эксплуатационной готовности инфраструктуры на полигоне дороги. А через снижение отказов в работе технических средств и задержек поездов уменьшить потери в эксплуатационной работе на 30%. Следует отметить, что разработанные профилактические меры уже дают положительные результаты. Так, с начала года отказов в работе технических средств 1-й и 2-й категории стало меньше на 35%. Уменьшилась общая продолжительность отказов на 32%. Потери в эксплуатационной работе от задержанных поездов снижены на 65%. Общий коэффициент эксплуатационной готовности составил 0,97.

Не менее важным критерием признака культуры безопасности мы считаем отношение к возложению вины внутри коллектива. При этом ключевым является соблюдение принципа презумпции невиновности до принятия окончательного решения со стороны контролирующих инстанций. Конечный результат расследований заключается не в том, чтобы найти повод для наказания или возложить на кого-то вину, не карать или обвинять, а установить возможно более полный набор причин нарушений, выявить наиболее слабое звено в системе управления с тем, чтобы в будущем не допускать событий или нарушений. Иначе – работать на упреждение и предупреждение таких случаев в будущем.

Можно утверждать, что клиентоориентированность и развитие культуры безопасности – два взаимосвязанных процесса, два сообщающихся сосуда. И каждому отведена своя роль в общем процессе перевозок. Понятно, что каждое событие, связанное с нарушением культуры безопасности, самым негативным образом отражается и на принципе клиентоориентированности. И на вопрос, доверит ли клиент свой груз, а пассажир свою жизнь перевозчику, у которого культура безопасности находится на низком уровне, не выполняются элементарные требования по её поддержанию, ответ становится очевидным.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30