08 июля 2020 09:57

Избыток вагонов не должен приносить убытки

Евгений Сотников, доктор технических наук, профессор

На страницах газеты «Гудок» с начала этого года развернулась оживлённая дискуссия о количестве вагонного парка на сети дорог.

Так, доцент РОАТ МИИТ Фарид Хусаинов в статье «Профицит и излишек не одно и то же» оспаривает мнение, что необходимо расчистить железнодорожные пути от скоплений невостребованных вагонов.

Автор считает, что профицит вагонов приносит пользу, поскольку поддерживает конкуренцию между операторами подвижного состава. Если профицита не будет – не будет и конкуренции.

Что ж, в этом он прав. Не выступает против избытка вагонов у операторов и ОАО «РЖД». Однако, на мой взгляд, спорить нужно не о том, полезен или вреден профицит вагонов, а о том, на каких станционных путях должен находиться избыточный подвижной состав. Расчёты показывают, что если таких вагонов на сети насчитывается 200 тыс., то для них требуется 4 тыс. км станционных путей. У ОАО «РЖД» такого количества свободных от выполнения технологических операций путей нет. Да и почему компания должна размещать профицитный парк на своих путях?

Сравним сложившуюся ситуацию на железных дорогах с автомобильным грузовым парком на магистралях, например, такого крупного города, как Москва. Предположим, появился бизнесмен, который пожелал участвовать в перевозках грузов по столице и приобрёл для этого 100 автомобилей.

Видимо, ему и в голову не придёт, что в ожидании перевозок машины будут стоять на улицах города. Понятно, что для их отстоя ему придётся построить гараж или арендовать места на парковке.
Почему же операторы железнодорожного подвижного состава в своё время решили, что ОАО «РЖД», такая же коммерческая компания, должна выделять станционные пути для стоянки вагонов в ожидании работы?

Ведь они предназначены прежде всего для выполнения технологических операций: приёма и отправления поездов, накопления составов, выполнения маневровых операций и многих других. И, даже если свободные пути появляются, компания может предоставить их для технологических целей операторов, но только на правах , и никак иначе.

Поэтому ОАО «РЖД» ничего не имеет против профицита вагонов, но обеспечивать содержание избыточного парка полностью должны операторы. Ведь именно они зарабатывают на этом подвижном составе свою прибыль.

А если избыточные вагоны будут бесплатно стоять на станционных путях, операторы будут зарабатывать за счёт убытков ОАО «РЖД». Но это противоречит интересам всего процесса организации железнодорожных перевозок в стране.

Сейчас, после изменения Устава железнодорожного транспорта, с введением системы платного занятия вагонами профицита инфраструктуры общего пользования, острота этой проблемы значительно сгладилась. Операторы всё чаще стали взаимодействовать на правах аренды с владельцами подъездных путей, где свободные места имеются.

Считаю, что это хороший пример истинно рыночных отношений в сфере грузовых перевозок.



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31