16 июля 2020 16:29

Дорога её жизни

Любовь и уважение к своей профессии Нина Мельчёхина унаследовала от родителей

Нина Васильевна Мельчёхина – потомственный железнодорожник. Выбором главного дела своей жизни она обязана родителям, которые с детства привили ей любовь и уважение к этой нелёгкой профессии.
Отец, Василий Анатольевич Наркаев, почётный железнодорожник, начинал кондуктором, потом был стрелочником. После окончания Уфимского железнодорожного техникума работал вторым дежурным по Пензенскому парку станции Рузаевка, а с внедрением электрической централизации стал первым. Перед уходом на заслуженный отдых Василий Анатольевич возглавлял общий отдел Рузаевского отделения Куйбышевской дороги.

В детской памяти Нины он сохранился как высокий, красивый мужчина в железнодорожной форме и с портфелем, в котором всегда приносил гостинцы любимой дочурке. Поначалу девочка думала, что их передают ей то лисичка, то медвежонок или зайчишка. Только позже узнала, что конфеты отец брал утром из дома, чтобы вечером порадовать дочь.

Мама, Александра Алексеевна, работала стрелочником, потом стрелком военизированной охраны, ездила проводником пассажирских вагонов. На пенсию ушла с должности оператора поста электрической централизации.

Ещё будучи школьницей, Нина частенько приходила на работу к отцу на пост, где он трудился дежурным по станции. Девочка заворожённо наблюдала, как ловко её отец управляется с огромным механизмом крупного железнодорожного узла. Нине очень нравилась его работа, и уже тогда она для себя решила, что после окончания школы обязательно станет железнодорожницей, как и её родители.

Однако жизнь внесла свои коррективы. Нина поступила в Канашский финансовый техникум. Но, проучившись всего десять дней, поняла, что это не её. Забрала документы и вернулась в родную Рузаевку.

В 1980 году девушка стала студенткой вечернего отделения Рузаевского филиала Куйбышевского института инженеров транспорта, выбрав факультет «Управление процессами перевозок». Одновременно начала работать оператором при дежурном по станции Рузаевка. Радости Нины не было предела: наконец-то её мечта сбылась – она стала железнодорожницей. Гордость за свою профессию просто переполняла её. Ведь теперь, по сути, она второй человек после дежурного, который управляет всеми поездами. На работу шла как на праздник.

Работа была интересной и в то же время сложной. Но рядом оказались опытные наставники – Лидия Андреевна Гришина и Валентина Григорьевна Храмцова, о которых Нина Васильевна и сейчас вспоминает с большой теплотой, любовью и уважением. Наставники охотно делились своим богатым опытом. Когда Нина впервые села за пульт дежурного по станции, Валентина Храмцова предупредила: «Я буду стоять сзади с указкой. Если нажмёшь не ту кнопку, тресну по рукам!» Это была шутка, никто бить её, конечно же, не собирался, но спрашивали со всей строгостью.

Муж Нины Васильевны тоже железнодорожник. Интересную историю своего необычного знакомства с будущим супругом она помнит до мельчайших подробностей. В июле 1982 года с подружкой оператором технологического центра станции Рузаевка Ириной Шмыгиной она поехала в Инзу, чтобы купить золотые серьги. Серёжки не купили, а чтобы не ждать вечерней электрички, девушки попросились на электровоз грузового поезда, следовавшего на Рузаевку. Локомотивная бригада была молодая, так что, познакомившись в пути, быстро нашли общий язык.

Поначалу Владимир не понравился Нине. Но когда через день он пришёл к оператору при дежурном по станции, чтобы записаться в очередную поездку, и пригласил Нину на танцы в местный клуб железнодорожников, она откликнулась на это приглашение. Так постепенно возникла дружба, со временем перешедшая в любовь. В октябре сыграли свадьбу. «Вот так, – шутит Нина Васильевна, – поехала за серёжками, а привезла мужа!»

Через год родилась дочка Оленька, а Нина Васильевна после декретного отпуска вышла на работу. Ей предложили должность инженера по охране труда, и она согласилась.

К новой работе приступила с января, а 23 февраля произошёл первый в её служебной практике тяжёлый травматический случай с составителем сортировочной горки. Чуть позже ещё один, но уже со смертельным исходом и тоже с составителем горки. Об этих случаях Мельчёхина до сих пор вспоминает с горечью и болью, ведь это были люди, которых она хорошо знала, с которыми не раз общалась. Поэтому очень переживала случившееся. Видимо, именно тогда и появилась у неё первая седина.

С тех пор она по-настоящему научилась ценить жизнь людей, своих коллег по работе. И каждый раз, проводя занятия по охране труда и безопасности на железной дороге с работниками станции, старается достучаться до их сознания, лишний раз напомнить, что их ждут дома живыми и здоровыми.

Когда ещё существовало Рузаевское отделение Куйбышевской дороги, здесь ежегодно проводились конкурсы на лучшего инженера по охране труда, на лучшее предприятие узла по вопросам охраны труда и безопасности движения поездов. И станция, и сама Нина Мельчёхина неоднократно занимали призовые места, получали грамоты и благодарности, денежные премии. А в 2013 году Нина Васильевна была награждена почётной грамотой главы Республики Мордовия.

По стопам родителей пошли и дети Мельчёхиных, Ольга и Дмитрий, закончившие после школы Пензенский железнодорожный техникум. Сын продолжил учёбу в Самарском государственном университете путей сообщения. И уже сейчас оба работают на железной дороге, Ольга – оператором сортировочной горки, а Дмитрий – дежурным по станции Рузаевка. Так что династия железнодорожников Мельчёхиных-Наркаевых продолжается.

Вячеслав Иванов
Рузаевка, Республика Мордовия
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31