02 июля 2020 14:49

В интересах коллектива

Работники всегда могут надеяться на помощь и поддержку отраслевого профсоюза

Меняющаяся социально-экономическая ситуация, структурные реформы в компании и новые подходы к охране труда способствуют тому, чтобы профсоюз менялся и искал современные формы и способы защиты интересов работников.
Николай Никифоров, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей
– Николай Алексеевич, сегодня проходит XXXII Cъезд Роспрофжела. Вы подводите итоги работы за пять лет. Что поменялось в структуре профсоюза, в его функциях и задачах?
– Сегодня почти 93% работников холдинга являются членами Роспрофжела. Это высокий показатель, который говорит о доверии к нашей организации. Был завершён очередной этап реформирования железнодорожного холдинга и создано около 150 предприятий и организаций на базе имущественного комплекса ОАО «РЖД». За пять лет профсоюз провёл огромную работу – во всех этих организациях нужно было создать первичные профсоюзные организации, заключить коллективные договоры и добиться их выполнения. Для этого потребовалось серьёзное изменение нашей организационной структуры. Она должна была стать гибкой, быстро реагировать на изменения в структуре холдинга. Мы перешли на трёхзвенную структуру работы. Таким образом, профсоюзные работники ушли от бумажной работы и сконцентрировались на реализации решений, которые принимаются на уровне ЦК и дорожных профсоюзных организаций. Кроме того, во всех дочерних структурах мы создали первичные профсоюзные организации (исключение – ООО «Аэроэкспресс»). А значит, в качестве руководителей профсоюзных организаций пришли новые люди, которых нужно было обучить. Мы серьёзно позанимались этим вопросом и считаем, что за пять лет председатели достойно подготовились, чтобы выполнять свои функции.

– Вы удовлетворены системой социального партнёрства, которая на сегодняшний день сложилась в отрасли?
– За многие годы профсоюзом вместе с работодателями и их объединениями, ассоциациями и союзами создана многоуровневая система социального партнёрства на железнодорожном и межотраслевом промышленном железнодорожном транспорте, в транспортном строительстве, ведомственной охране и других структурах. Думаю, руководители согласятся со мной, что время подтвердило её целесообразность и эффективность. В настоящее время действуют четыре отраслевых соглашения. За последние пять лет были подписаны два Коллективных договора ОАО «РЖД», в которых в основном сохранены действовавшие гарантии и льготы для работников и неработающих пенсионеров, нормы социально-экономической защиты работников, отдельные льготы даже удалось увеличить. Всего же действует 656 коллективных договоров, заключённых первичными профсоюзными организациями Роспрофжела. Кстати, в текущем году истекает срок действия 500 из них, в том числе договора материнской компании, поэтому нам предстоит большая работа по подготовке и подписанию новых документов.
В зоне постоянного внимания профсоюза контроль за ситуацией на предприятиях. За отчётный период в ряде дочерних обществ возникали проблемы, связанные с сокращением персонала, снижением заработной платы, с попыткой работодателей понизить уровень социально-экономической защиты работников и секвестрировать коллективные договоры. В сложных условиях проходили переговоры с работодателем на предприятиях «ТМХ-Сервис», «Калужский завод «Ремпутьмаш», «Желдорреммаш», «ВРК», «Вагонреммаш», «Росжелдорпроект», «ЦППК» и в организациях транспортных строителей. Но и здесь удалось найти приемлемые для работников решения. Должен сказать, что договариваться с работодателем за столом переговоров, без применения непопулярных мер – это принцип действий Роспрофжела, сформированный годами и, как показывает практика, оправдывающий себя. Опыт показывает, что действующая система социального партнёрства даёт положительные результаты в решении острейших социальных проблем без серьёзных социальных конфликтов, без крайних проявлений. В течение пяти лет профсоюзом и работодателями в ходе переговоров, порой непростых, вырабатывались решения, которые всегда позволяли вовремя снимать напряжённость в трудовых коллективах, сохранять рабочие места, индексировать заработную плату и улучшать условия труда.

– Если говорить о конкретных вопросах, какие проблемы звучали чаще других за последние пять лет?
– Вопросы роста заработной платы, обеспечения занятости и создания нормальных условий труда. Это три кита, три главных направления деятельности профсоюза.

– Наверное, бороться за достойную оплату труда работников было особенно сложно, учитывая экономическую ситуацию?
– Действительно, последние годы были непростыми, так как упали объёмы выпускаемой продукции промышленных предприятий и сократился ВВП. Это всё отразилось и на железнодорожном транспорте, и на транспортном строительстве. Тем не менее заработную плату за пять лет мы индексировали практически ежегодно, хотя в 2014 и 2015 годах этот вопрос регулировался уже отдельными локальными нормативными актами. Мы вынуждены были внести коррективы в коллективные договоры и в качестве альтернативы сокращению кадров проводить индексацию в меньших объёмах, чем текущая инфляция. Конечно, это существенно снизило покупательную способность зарплаты, но в ОАО «РЖД» приняли дополнительные меры для мотивации работников – членов профсоюза. Например, введение региональных и зональных надбавок, а также премиальных систем, направленных на стимулирование эффективной работы.
В итоге в 2015 году при индексации в 3,7% нам удалось в целом увеличить зарплату сотрудников компании на 8,2%.

– Но профсоюз смог добиться увеличения суточных при командировках...
– Увеличение размера суточных – наше важное достижение. Эта тема не находила решения 12 лет, но на одной из первых встреч с Олегом Белозёровым мы договорились о необходимости урегулировать этот вопрос. И вот с 7 декабря 2015 года суточные увеличились в два раза. Также нам удалось сохранить выплаты за безаварийную работу. В 2014 и 2015 годах по 2,8 млрд руб. выделено на поощрение работников, которые трудились без брака.
И это при больших проблемах, связанных с финансами и падением объёма работ.

– Чего удалось добиться в сфере охраны труда?
– За пять лет было сделано достаточно много. Мы существенно изменили систему работы ППО и технической инспекции труда, поправили положение с уполномоченными по охране труда, обучив их и выдав соответствующие документы, сертификаты, так что они могут решать вопросы охраны труда и техники безопасности. Наладили хорошие контакты с работодателями и специалистами. Результат – общий травматизм в ОАО «РЖД» снизился в 2,4 раза, а смертельный – в 2,6 раза. Но мы не говорим, что победили, ведь ежегодно мы теряем 30 наших товарищей, которые гибнут на производстве. В силу различных причин, но, как правило, речь идёт о нарушении технологии работы, несоблюдении трудовой дисциплины и отсутствии должного контроля со стороны руководителей предприятий. У нас неплохие подвижки в плане создания условий для работы. Тоже могу назвать цифры: в компании «РЖД» сейчас более 30% рабочих мест не соответствует санитарным нормам и правилам. В 2011 году их было почти 40%. Здесь сказалось изменение нормативной базы. Закон о специальной оценке внёс соответствующие коррективы. Но тем не менее цифры говорят сами за себя. Впервые мы проводили целенаправленную работу по отдельным проблемным вопросам. Объявили 2013 год Годом охраны труда и техники безопасности. Сконцентрировали все свои силы и получили результат. Увидели проблему с обеспечением качественным инструментом, стали ею заниматься вместе с работодателями и через два года практически сняли её. Также удалось переломить ситуацию с созданием условий для локомотивных бригад в кабинах, и новые локомотивы уже выходят укомплектованными кондиционерами, вентиляторами, туалетами и раковинами, холодильниками, микроволновками и шкафами для одежды.
Много внимания уделяется вопросам соблюдения технологии производства работ. Мы добились, чтобы почти на каждый вид производства работ была создана своя технологическая карта, чтобы люди всегда были укомплектованы на технологию. Только в этом случае можно работать качественно, с соблюдением всех норм и правил охраны труда. Кстати, меня порадовало решение, принятое в начале марта, по Забайкальской дороге о том, что надо укомплектовать людей на объём выполняемых работ и выделить дополнительно 300 монтёров пути в штаты дистанций пути.

– От профессионализма профсоюзных кадров многое зависит. Как формируете свой кадровый резерв?
– В системе Федерации независимых профсоюзов России работает Московская академия труда и социальных отношений и Санкт-Петербургский гуманитарный университет, где готовят специалистов для профсоюзной работы. Подготовка современных кадров идёт и на уровне территориальных структур: учебные центры открыты как при Роспрофжеле, так и во многих дорпрофжелах.
Мы постоянно совершенствуем свою молодёжную политику: с 2014 года молодёжный совет профсоюза работает как молодёжный центр, предлагая новые формы вовлечения отраслевого студенчества и работающей молодёжи в профсоюзную деятельность. Программы «Школа молодого профлидера», «Студенческий профсоюзный лидер», «Шаг в ZаVтра» – это современные форматы, которые пользуются большой популярностью.

– А среди профсоюзных лидеров много молодёжи?
– В штате профсоюзных организаций всех уровней молодёжи достаточно, но на руководящих должностях всё-таки больше опытных людей. Здесь сказывается в том числе и процедура выборов. Кому отдадут предпочтение: человеку, только что пришедшему на производство, или тому, кто знает свой коллектив и специфику работы? Конечно, выбирают более зрелых людей.

– Есть ли у людей понимание того, зачем им вступать в профсоюз, ведь есть закон, который защитит человека и так?
– Трудовой кодекс защищает в равной степени и интересы работника, и интересы работодателя. Но у работодателя есть мощный административный ресурс, юристы и кадровики. В итоге человек остаётся один на один со своими проблемами. А в профсоюзе есть правовая инспекция и специалисты, которые знают, как законным способом решить спор в пользу сотрудника. И надо сказать, что когда работник обращается к нам за защитой, он в 99% случаев выигрывает спор за свои интересы. За пять лет мы вернули членам профсоюза почти миллиард рублей, незаконно удержанных или не выплаченных.

– Почему профсоюз активно занимается спортивными проектами, вроде бы это для него непрофильная деятельность?
– Это тоже одна из форм мотивации профсоюзного членства. Наш традиционный масштабный отраслевой проект Всероссийские игры «Спорт поколений» в 2015 году признали лучшим корпоративным социальным проектом в России. За прошедшие пять лет в играх приняли участие более 800 тыс. человек. В этом году мы вновь планируем проводить Кубок Роспрофжела по хоккею с участием большого количества дорожных команд со всей страны. Мы активно развиваем велодвижение. Наш первый велопробег был посвящён 10-летию ОАО «РЖД», второй – 110-летию Роспрофжела и 70-летию Великой Победы. Также и туризм – совместно с нашими партнёрами отправляем людей в экскурсионные туры по стране. Члены профсоюза также ездят в Грузию, Армению, Белоруссию, Чехию.

– Над чем Роспрофжел будет работать в ближайшее время?
– У нас в планах разработка и принятие отраслевых соглашений, действие которых истекает в 2016 году.
Ещё один пласт работы – заключение новых коллективных договоров, из которых не должны исчезнуть привычные для работников и ветеранов льготы и гарантии. Вопрос индексации заработной платы работникам остаётся на повестке дня. Но у нас есть уверенность, что все проблемы мы решим и со всеми задачами справимся.

Беседовала Александра Посыпкина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31