02 июля 2020 15:58

Гибридная экономия

Новочеркасский электровоз «Скиф» и миллион преодолеет

Перевод маневровых локомотивов на гибридные силовые установки вдвое снизит расход дизтоплива и окупится за два-три года.
Такой вариант модернизации парка был предложен на совместном заседании секции «Локомотивное хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД» и Комитета по координации локомотивостроения и компонентов НП «ОПЖТ».

Работающим сегодня на сети дорог маневровым локомотивам конструктивно присущи многие недостатки – неоправданно высокий расход топлива из-за нестабильной работы дизеля на переходных режимах, длительные простои на холостом ходу, неэффективное использование мощности силовой установки. Парк серьёзно изношен, он уже морально и физически устарел.

Заменить эти локомотивы специалисты предлагают новыми с гибридными силовыми установками. Это один из самых эффективных, экономически и экологически выгодных вариантов модернизации парка. В предлагаемых гибридных силовых установках два дизель-генератора примерно половинной от потребной мощности совмещены с мощным накопителем энергии – суперконденсатором и в различной конфигурации работают на асинхронный привод колёсных пар. Это обеспечивает длительный экономичный режим и необходимый форсаж, а поочерёдная работа дизель-генераторов вдвое продлевает межремонтные сроки.

Свой проект комплекта электрооборудования с гибридной силовой установкой мощностью 800–1500 кВт предложил главный конструктор ООО «РУСЭЛПРОМ» Станислав Флоренцев. Но у него нашлись конкуренты.

Главный конструктор Центра инновационного развития ОАО «Синара – Транспортные машины» Александр Сачков напомнил, что программа производства гибридных локомотивов получила одобрение в ОАО «РЖД» ещё в 2010 году и в соответствии с принятыми тогда решениями они разработали маневровый тепловоз с гибридным тяговым приводом ТЭМ9Н. Эта разработка основывалась на несколько иной схеме – с суперкондесатором для покрытия пиков переходных нагрузок и батареей экономичных режимов. Но в серию она не пошла. Были у неё проблемы с надёжностью.
«Странно, – заметил он, – что те же вопросы мы обсуждаем спустя столько лет в той же аудитории».

Но вице-президент – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» Олег Валинский сказал, что нельзя смешивать полигон испытательный и эксплуатационный. «Нам нужен локомотив, который поедет, реализуя все заявленные технические характеристики, особенно по параметрам надёжности, а не тот, который надо ещё пять лет доводить, пытаясь на нём что-то возить», – подытожил он.

А вот новочеркасский грузовой магистральный электровоз переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5 «Скиф» специалисты оценили высоко. Опытная эксплуатация показала, что его конструкция, разработанная специалистами компании «Альстом», имеет большой потенциал для дальнейшей модернизации. Локомотив предназначен для эксплуатации в условиях БАМа, которые отличаются сложными климатическими условиями, горным профилем с уклонами до 18 тысячных с большим количеством кривых радиусом 300 м.

Весовая норма на этих участках для электровозов последних поколений установлена 6000 тонн с перспективой роста до 7100–8300 тонн. Сравнительные результаты, полученные в поездках со «Скифами», показали уменьшение расхода песка по отношению к трёхосным «Ермакам» в два раза, снижение расхода энергии на 13–18%, при этом прогнозируется ресурс по износу бандажей более 1 млн км.

Были одобрены с учётом этого опыта основные цели проекта перспективного электровоза 2ЭС5С, который продолжил линейку «Скифов». От него ждут повышения мощности и производительности при дальнейшем снижении затрат электроэнергии на тягу до 30% по сравнению с «Ермаком». Пробег между экипировками нового электровоза вырастет до 3000 км, а при внедрении режима энергоэффективного управления тягой путём отключения отдельных тяговых двигателей при частичной нагрузке электровоза значительно повышается среднеэксплуатационный КПД.

А самое главное, что новые отечественные разработки дают снижение стоимости жизненного цикла локомотива. Важно и то, что почти все узлы локомотивов, за единичным исключением, уже производятся на российских предприятиях.

Артур Берзин



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31