08 июля 2020 11:39

Вопрос дня

К чему должны привести слияния-поглощения на операторском рынке?

Сергей Калетин, президент АО «СГ-Транс»:
– Историческая логика развития реформы железнодорожной отрасли направлена на формирование рынка первого варианта, когда несколько крупных игроков оперируют основным массивом вагонного парка на сети. Такая модель создаёт более устойчивую, организованную и цивилизованную отрасль. Формирование российского рынка железнодорожных грузовых перевозок в чём-то похоже на один из этапов развития железных дорог в США: с течением времени отрасль перешла от большого количества мелких игроков, привносящих элемент хаоса в общую систему управления дорогами, к модели с несколькими крупными игроками, привнёсшими элементы ответственности, предсказуемости, качественности и гарантированности. Причём эта система реализовалась не на основе неких формальных ограничений или запретов, а в естественном ходе развития рынка, на основе его внутренних бизнес-потребностей. Что касается сроков, то, полагаю, продолжающиеся кризисные явления в российской экономике, в том числе и на рынке железнодорожных грузовых перевозок, стимулируют отрасль к более активной трансформации, консолидации парка в руках наиболее сильных игроков и общем оздоровлении рынка уже в среднесрочной перспективе.

Владимир Прокофьев, генеральный директор ООО «БалтТрансСервис»:
– Операторы должны проводить слияния-поглощения, зная меру. Компании пытаются сливаться не от хорошей жизни – почти все накопили серьёзные долги и теперь ищут различные варианты перекредитования. В результате слияний рынок должен получить более устойчивую компанию. Этот шаг помогает сократить управленческий аппарат, дать большую вариативность в деятельности. Но, как известно, из двух нищих богатого не сделать. Думаю, что в таких случаях слияния только продлят агонию предприятий, не более. Кроме того, ни в коем случае нельзя сверх меры раздувать вагонный парк. Каждая покупка вагонов должна подтверждаться грузовой базой. С моей точки зрения, на рынке должно остаться порядка 10 компаний, занимающихся перевозкой угля, руды, инертных грузов, семь-восемь компаний по перевозке нефтепродуктов. Думаю, что рынок может прийти к такому виду в довольно краткие сроки – в ближайшие один-три года. Но необходимо действовать грамотно. Принято решение списывать старый парк, надо составить точный график списания вагонов и установить квоту на производство нового подвижного состава, иначе мы через три-четыре года получим профицитный парк уже из нового подвижного состава. И уже после этого, когда почва будет подготовлена, станет актуальным продолжение разговора о слияниях и поглощениях на операторском рынке.

Владимир Тарасенко, генеральный директор ООО «УГМК-Транс»:
– Медленно, но верно всё идёт к тому, что операторов на рынке останется буквально несколько десятков, и, по моему мнению, такая схема будет справедливой. Тысяча операторов всё же вносит некоторый сумбур на рынке. Операторская компания, имеющая в управлении десять вагонов, попросту не сможет выдавать достойный продукт. Рынок может обрести такой вид в ближайшие один-два года. Что же касается кэптивных компаний, думаю, процесс слияний-поглощений их коснётся в меньшей степени. Если, конечно, объём вагонных парков таких операторов будет соответствовать грузовой базе материнского предприятия.

Игорь Лебедь, эксперт НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ):
– В настоящее время рынок услуг по предоставлению грузовых вагонов для железнодорожных перевозок является высоко конкурентным, и это признаётся как регуляторами, так и экспертами отрасли. На рынке работают сотни компаний, предоставляющих вагоны под перевозку грузов, при этом конкуренция существует во всех сегментах рынка, включая специализированный подвижной состав. Следует отметить, что сегодня под управлением 15 крупнейших компаний находится более 50% всего парка вагонов на сети, остальную долю занимают средние и малые операторы, а также кэптивные компании грузовладельцев. На рынке ликвидирован дефицит вагонов, и грузоотправители могут выбирать лучшие условия по предоставлению подвижного состава. Считаем, что количество участников на рынке не должно являться предметом регулирования, а рынок в зависимости от конъюнктуры должен сам определять количество участников.



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31