04 июля 2020 21:50

Оставят на плаву

Объединение рынка операционного лизинга станет мерой поддержки отрасли

Правительство России намерено спасти лизинговые компании за счёт консолидации вагонного парка. Соответствующий план получил название «Ураган» и вызвал неоднозначную реакцию участников рынка. Однако эксперты отрасли в схеме видят реальную возможность для поддержки отрасли.
Правительство России начало обсуждение консолидации рынка оперирования вагонами ещё в феврале 2016 года. Так называемый план «Ураган», представленный на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, предполагает объединение рынка операционного лизинга структур Внешэкономбанка, ВТБ, Сбербанка и РЖД. А именно – парк «ВЭБ лизинга», «ВТБ лизинга» и «Сбербанк лизинга» предполагается передать Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а затем Федеральной грузовой компании (ФГК, дочерняя компания РЖД). После чего у ФГК в управлении окажется почти 200 тыс. вагонов.

Лизинговые компании «ТрансФин-М», ГТЛК, Сбербанк и ВТБ не смогли сформулировать свою позицию относительно правительственной схемы. А именно – является ли данная мера эффективной поддержкой компаний и отрасли в целом.

При этом главным опасением участников рынка железнодорожных перевозок стало увеличение операторских ставок. Угольные и металлургические предприятия обратились в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС) с просьбой не допустить монополизации вагонного рынка.

В ведомстве к возможности консолидации парка отнеслись критически. Эксперты антимонопольной службы считают, что прозрачная система формирования вагонной составляющей возможна только при создании аналога электроэнергетического Совета рынка и за счёт обезличивания парка.

Между тем крупные грузовладельцы выступают против плана создания глобального оператора. НП «Русская сталь» направило письмо Аркадию Дворковичу о возможных последствиях схемы для рынка. Однако решение от правительства компания пока не получила.

Крупный игрок, доля которого после консолидации составит около 35%, для обслуживания лизинговых платежей должна будет, по мнению специалистов НП «Русская сталь», поднять ставки практически в два раза, до 800 руб. за вагон в сутки. А увеличение ставок, в свою очередь, может привести к переходу грузов на другой вид транспорта – автомобильный.
«Подобная консолидация вагонного парка рассматривается как один из возможных вариантов поддержки государственных компаний, в том числе «ВЭБ-лизинг» и «ТрансФин-М». Но в этом случае проблемы лизинговых компаний, связанные с недальновидной инвестиционной политикой и неэффективным управлением парком подвижного состава со стороны операторов, ложатся на плечи грузоотправителей и других участников рынка», – уверены в пресс-службе НП «Русская сталь».

Но ещё в 2012 году операторская ставка находилась на уровне 1,2 тыс. руб. в сутки за вагон, напоминает заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислав Золотарёв.

Он пояснил, что в условиях наблюдающегося профицита вагонов и слабого платёжеспособного спроса вырастет не ставка на вагон, а его доходность. Схема «Урагана» позволяет эффективнее использовать вагон по действующему тарифному руководству за счёт увеличения оборачиваемости вагона и сокращения издержек при его эксплуатации.

Кроме того, по его мнению, правительственная мера направлена в первую очередь на поддержку лизинговых и финансовых компаний.
«Из-за того что в последнее время в большей степени выпускались инновационные вагоны, приобретённые в том числе по лизинговым схемам, комплексная правительственная схема должна быть усилена мерами тарифного регулирования, – считает Станислав Золотарёв. – Инвестиции грузоотправителей окупались бы быстрее при введении льготных тарифов не на порожний пробег, а на перевозки гружёных составов».

Соответственно, максимальный эффект от комплексных мер возможен при использовании грузовладельцами инновационных вагонов единой компании, в управлении которой находится консолидированный парк.

Однако план имеет и возможные негативные последствия. А именно, являясь одним из главных покупателей подвижного состава, ФГК из-за убыточности основной деятельности по закупке прекратила разработку и инновационного подвижного состава. Но реализация плана приведёт к увеличению капитализации перевозчика, поскольку ФГК является одним из основных поставщиков дивидендов для РЖД.

Ранее и председатель НП ОЖдПС Андрей Соболев заметил, что в 2016 году сильного увеличения ставок из-за отсутствия перспектив роста грузовой базы не ожидается. А рост возможен лишь в связи с сезонными пиками перевозок, а также из-за массового списания парка полувагонов и запрета на продление срока службы.

По мнению эксперта, доля компании на рынке не может стать главной причиной роста операторских ставок на рынке. Кроме того, у государства нет официальных механизмов консолидации вагонного парка независимых операторов или не зависимых от государства лизинговых компаний.
«Планируемая передача полувагонов лизинговыми компаниями ФГК может с лихвой восполнить выбывающий в ближайшие годы подвижной состав и позволит оператору сохранить рыночные позиции», – говорит Андрей Соболев.

Дарья Белоглазова


 


Оставить комментарий
Виктор 26.08.2019 04:51:05
Перезвоните мне пожалуйста  8 (962) 685-78-93  Евгений.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31