11 августа 2020 03:44

Запоздалый интерес

Старое здание демонтировали без нарушений

На станции Гумрак Приволжской дороги снесли аварийное здание вокзала, на месте которого начинается строительство двухуровневой путепроводной развязки для беспрепятственного пропуска транзитного грузопотока.
По прогнозам Института экономики и развития транспорта, к 2025 году транзитный грузопоток на направлении Сызрань – Новороссийск вырастет в 1,4 раза.

«На этом направлении есть два «узких» места, препятствующих свободному продвижению поездопотоков. Это станции Гумрак и Саратов-1», – пояснил главный инженер Приволжской дороги Александр Смородин. Так, загрузка горловины станции Гумрак уже достигла своего предела и составляет 97%. В этой горловине ежесуточно пересекаются 66 пар грузовых поездов и 34 пары пассажирских, что приводит к задержке движения грузов.

«Строительство двухуровневой развязки позволит разделить потоки. В ходе работ будет переуложен обводной путь перегона Гумрак – Бетонная, по которому пойдут пассажирские поезда, и построен путепровод тоннельного типа с устройством мостового перехода. Это сооружение снизит загруженность горловины и обеспечит свободный пропуск грузовых и пассажирских поездов. В этом суть реконструкции», – пояснил Александр Смородин.

Работы планируется завершить к 2019 году. Компания инвестирует около 3 млрд руб. Экономический эффект от реализации проекта составит около 500 млн руб. в год со сроком окупаемости от 5 до 6 лет. Реконструкция станции позволит избежать отклонения до 42 пар грузовых поездов в сутки по параллельному, более протяжённому воронежскому ходу, что повлечёт дополнительные расходы в 1,6 млрд руб. в год. Кроме того, как отметил Александр Смородин, реконструкция станции прежде всего приведёт к росту грузопотока в Волгоградском регионе и тем самым обеспечит наполняемость регионального бюджета.

В зоне строительства находилось двухэтажное деревянное здание вокзала Гумрак, которое возвели в начале XX века. Согласно проектной документации, прошедшей соответствующую экспертизу, здание подлежало демонтажу. Снос вызвал недовольство волгоградских активистов движения по охране памятников истории и культуры, утверждающих, что здание представляло историческую ценность.

По словам председателя регионального отделения Общества охраны памятников истории и культуры Валерия Котельникова, здание необходимо было спасти от сноса и предложить его восстановить немцам, посещающим военно-мемориальное кладбище Россошки, расположенное недалеко от вокзала. «За пять лет моей работы в должности начальника станции Гумрак столетним зданием в трещинах, с сырыми стенами никто из краеведов не интересовался и не приезжал ознакомиться с его состоянием, – рассказал начальник станции Гумрак Олег Камышев. – О здании заговорили только после того, как его не стало».

Необходимо отметить, что время постройки – начало прошлого века – не является свидетельством принадлежности к культурному наследию. «У железной дороги значительное количество старейших зданий, которые не являются объектами культурного наследия, – отметила начальник юридической службы ПривЖД Елена Родина. – Объект, который претендует на этот статус, по закону должен соответствовать всем признакам, предъявляемым к нему. В частности, он должен представлять ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, быть свидетельством эпох и цивилизаций. Однако до настоящего времени официальных данных, свидетельствующих о том, что здание вокзала Гумрак достоверно воплощает в себе все признаки объекта культурного наследия, ни от министерства культуры Волгоградской области, ни от иных компетентных органов в адрес железной дороги не поступало». Таким образом, дорога по праву распорядилась его судьбой.

Кроме того, здание давно не выполняло функций вокзала, так как находилось в аварийном состоянии и использовалось в качестве служебного помещения. «На первом этаже размещался начальник станции Гумрак с персоналом – приёмосдатчиками и составителями поездов. А на втором этаже жили две семьи, – пояснил Александр Смородин. – Раньше была практика заселять специалистов в пустующие служебные помещения, как в общежитие. Специалисты обзавелись семьями и давно уволились с дороги, но продолжали жить в помещении вокзала. И не имели бы перспектив на собственное жильё, если бы не развитие станции».

В конце прошлого года компания в рамках проекта реконструкции приобрела за собственный счёт благоустроенные квартиры в Волгограде для отселяемых жильцов в связи с необходимостью сноса вокзала.

Инга Быкова,
соб. корр. «Гудка»
Саратов




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31