09 июля 2020 19:32

От информации к управлениюОт информации к управлению

Инновационные технологии организации движения минимизируют человеческий фактор

Центральная дирекция управления движением ведёт планомерную работу по внедрению инновационных технологий и технических средств. Мы руководствуемся принципами, которые заложены самой стратегической целью инновационного развития ОАО «РЖД».
Тихон Никитин, заместитель главного инженера Центральной дирекции управления движением
Это прежде всего эффективное развитие конкурентоспособного транспортного бизнеса, основанное на постоянном росте качества предоставляемых услуг, высоком уровне инноваций, безопасности перевозок, управленческой культуры этого бизнеса и его социальной ответственности.

И это не пустые слова. За последние годы реализованы масштабные проекты по разработке и внедрению автоматизированных систем. Так, автоматизированная система управления станцией – это, по сути, комплекс автоматизированных рабочих мест, который позволяет успешно решать задачи по увеличению перерабатывающей способности станции, сокращению межоперационных интервалов, оптимизации работы и повышению производительности труда. Система в автоматизированном режиме «ведёт» вагонную и локомотивную модели станции, на основе которых выполняется расчёт прогнозного поездообразования, отслеживается график исполненной работы станции, формируются отчётные и учётные данные. Базовая версия автоматизированной системы управления станцией разработана ООО «НТЦ ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА» для 89 базовых объектов и ООО «ЦИТ Транс» для 122 таких объектов. Все они приняты в эксплуатацию ещё в 2006 году и успешно эксплуатируются в настоящее время.

Изменение порядка выполнения технологических операций с поездами, вагонами, локомотивами и локомотивными бригадами, а также инструктивных указаний о ведении отчётных форм и технологических документов продиктовали необходимость тиражирования в 2015 году новой версии АСУ СТ разработки ООО «НТЦ ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА» с расширенными функциональными возможностями. Что и было сделано на Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской дорогах. В этом году тиражирование АСУ СТ – 2013 будет продолжено. Поставлена задача реализовать в 2016 году ещё и аналогичную версию разработки ЦИТ Транс для её последующего внедрения в 2017 году на выделенных объектах.

Одним из приоритетных направлений совершенствования технологий организации перевозок является развитие диспетчерских центров управления перевозками. В 2015 году в Новосибирске был введён в эксплуатацию новый диспетчерский центр управления перевозочным процессом. При его создании использовались самые современные технологии, а при оснащении – самое передовое оборудование. Речь идёт о программно-аппаратном комплексе «Табло коллективного пользования». Основными целями технологии организации перевозок с его использованием являются обеспечение согласованного выполнения установленных качественных и объёмных показателей работы дороги по пропуску поездопотоков, грузовой и местной работы, поездной работы станций, работы локомотивного парка при минимизации эксплуатационных расходов, содержанию локомотивов и бригад, предоставлению «окон» для обслуживания объектов инфраструктуры.

Кроме того, в этом году запланирована реализация пилотного проекта по переходу от региональных принципов управления перевозочным процессом к планированию и организации движения поездов на Восточном полигоне в границах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог (РЦУП ВП). Эффективность применения полигонных технологий и целесообразность их развития подтверждаются положительными результатами, достигнутыми при создании центров управления тяговыми ресурсами.

Все используемые в РЦУП ВП автоматизированные системы должны обеспечивать выдачу информации и выработку управляющих решений исходя из единого рассмотрения управляемых объектов, технологических и оперативных процессов во взаимодействии в границах всего Восточного полигона. В этих целях модернизируются существующие и разрабатываются новые АРМы автоматизированных информационных и информационно-управляющих систем, в том числе в рамках проекта Интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ). Создаваемые автоматизированные системы позволят обеспечить согласованное сквозное управление перевозками и содержанием инфраструктуры на Восточном полигоне на основе процессного подхода по следующим этапам: нормирование – планирование – выполнение плана – контроль и анализ – оптимизация процесса.

Другим основным направлением развития информационных технологий в Центральной дирекции определён переход от информационного режима АСУ к функциям выработки управляющих решений. Система организации движения поездов на направлении Москва – Санкт-Петербург уже решает задачи по контролю за соблюдением технологии пропуска высокоскоростных поездов «Сапсан».

Возможности автоматизации диспетчерского управления движением поездов и приготовления маршрутов были продемонстрированы при эксплуатации комплекса автоматизированного управления движением поездов «АСУ-Д» в период проведения зимних Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи. Тогда выполнение графика движения превышало 99% при среднесуточном обращении более 200 пар поездов. Подобная система будет теперь реализована в этом году на Малом кольце Московской железной дороги. Для организации автоматического управления движением поездов запланировано внедрение программного комплекса управления движением и дополнительно разработанного типового бортового оборудования электропоездов «Ласточка» и центрального программного комплекса взаимодействия с ним. Таким образом, мы получаем систему мониторинга движения поездов и состояния инфраструктуры на МКЖД, комплекс автоматической установки маршрутов, блок контроля и анализа выполнения графика движения поездов. На 2017 год запланировано расширение функционала системы в части автоматического решения конфликтных ситуаций и выдачи готовых управляющих решений для диспетчерского аппарата.

Не менее важным направлением являются малолюдные и безбумажные технологии. В 2016–2017 годах запланирована модернизация системы АСУВОП-2, предусматривающая переход на автоматическое формирование бланка ДУ-61 на основании подписанных Электронной цифровой подписью (ЭЦП) работниками дирекций инфраструктуры заявок на выдачу предупреждений. Дополнительно из процесса выверки и выдачи предупреждений будет исключён работник хозяйства перевозок за счёт автоматизации процесса передачи автоматически сформированного бланка ДУ-61 непосредственно на борт локомотива.

Реализация данной задачи планируется в несколько этапов. В рамках проекта реконструкции МКЖД – передача непосредственно на борт «Ласточки» действующих предупреждений для использования в системах автоведения. А на Западно-Сибирской дороге ОАО «НИИАС» совместно с ЗАО «ОЦВ» планирует реализовать промежуточный вариант – технологию выдачи локомотивной бригаде подписанного дежурным по станции электронной подписью бланка ДУ-61 через дежурного по депо или электронный киоск. При наличии на локомотиве системы информирования машиниста (СИМ) бланк будет направлен на мобильное устройство с использованием каналов связи GSM РОРС.

Реализация заявленных подходов в информатизации позволит минимизировать человеческий фактор и повысить безопасность и надёжность перевозок.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31