09 июля 2020 01:48

Поддержка делом

Стороны коллективного договора выполнили свои обязательства

В этом году, по данным Роспрофжела, заканчивается действие более 500 коллективных договоров, действующих на предприятиях сети, а также отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта. Итоги их выполнения были подведены за последние два месяца на всех дорогах.
Главный итог: обязательства сторон в целом выполнены, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране. В связи с этим особое значение приобретает успешная производственная деятельность каждого предприятия – только в этом случае у холдинга будут средства на выплату достойного вознаграждения за труд и обеспечение социального пакета работникам.


Найти резервы

Минимизировать потери для работников в условиях экономического спада можно, только ища резервы, добиваясь высоких результатов труда.

По словам начальника Октябрьской магистрали Владимира Голоскокова, эффективно справляться с глобальными вызовами можно только при высоких производственных результатах и, как следствие, финансовой устойчивости дорог. По результатам 2015 года на ОЖД оптимизировали расходы на 3 млрд руб. Реализованные на предприятиях Горьковской дороги проекты бережливого производства сберегли более 70 млн руб. На Красноярской магистрали, по словам её руководителя Владимира Рейнгардта, действует программа повышения эффективности, состоящая из 160 организационно-технологических мероприятий. Её ключевые направления – безопасность, бережливое производство, клиентоориентированность.


Безопасный труд

Важный пункт колдоговоров – обеспечение безопасности труда. Человек должен вернуться с работы живым и здоровым. И это минимум, о котором обязаны позаботиться и работодатель, и профсоюзная организация, и, разумеется, сам работник. Главное здесь – не допускать равнодушия к нарушениям в области охраны труда и безопасности движения.

Именно такое равнодушие лишило Северо-Кавказскую дорогу шансов на победу в отраслевом соревновании по итогам года, несмотря на то, что на протяжении трёх кварталов магистраль занимала призовые места. Тарифный грузооборот на СКЖД был выше и плана, и уровня прошлого года, себестоимость перевозок – ниже плана, выросла производительность труда, были выполнены и социальные обязательства. Но добросовестный труд десятков тысяч людей перечеркнули нарушения в области охраны труда и безопасности движения поездов. «Бригада дистанции пути выполняла работы на станции Индюк сразу с несколькими нарушениями, что привело к сходу вагонов. При этом все члены бригады молча наблюдали, как поезд направляется на аварийный участок пути. Ни один не отреагировал, не принял необходимых мер», – привёл пример председатель дорожной профсоюзной организации Михаил Пружина.

Отмечалось также, что и к собственной безопасности некоторые работники относятся халатно, а в результате – травмы, порой смертельные. «Когда с людьми происходит несчастный случай из-за алкогольного опьянения или из-за пренебрежения правилами техники безопасности, в этом есть и доля вины окружающих, которые видели, но не пресекли», – подчеркнул на форуме социальной ответственности и партнёрства в регионе СКЖД вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони.

Администрации предприятий и профсоюзы должны обратить более пристальное внимание на необходимость повышения уровня профилактической и воспитательной работы в коллективах с целью укрепления трудовой и технологической дисциплины.
«Наша цель – максимально сохранить людей, интеллектуальный потенциал компании. Руководители, профсоюзный актив должны сделать всё, чтобы изыскать резервы для этого», – отметил на форуме Горьковской дороги вице-президент ОАО «РЖД» Олег Валинский. Для этого разработали специальную систему контроля охраны труда. С весны прошлого года на ГЖД вместо трёхступенчатого контроля за состоянием охраны труда внедрена система КСОТ-П. Её принципиальная основа – наглядность: нарушения отмечают в нужных строках листов разными цветами. Линии «тревожных цветов», обозначающие слабые места, проблемы, ежедневно удлиняются, пока нарушение не будет устранено. Вклад новой системы, по словам заместителя главного инженера ГЖД Юрия Маслова, есть и в снижении числа травм: восемь лет назад пострадавших было почти в четыре, а погибших – в 5,5 раза больше, чем в 2015-м.

При этом Горьковская вкладывает немалые средства в охрану труда: в прошлом году – 1,18 млрд руб., или 0,77% общих затрат вместо нормативных 0,56%. Как итог – число рабочих мест, не соответствующих требованиям норм охраны труда, с 2008 года уменьшилось с 14,6 тыс. до 5,4 тыс.

Но не всё так радужно. Выступавшие на «круглом столе» «Безопасный труд – основа эффективного производства» признали: систему КСОТ-П разрабатывали, чтобы уйти от формализма, однако не везде это получилось. Случается, нарушение видят, но не заносят в таблицу или делают отметку о том, что всё якобы исправлено. На предприятиях дороги ждут, когда система будет повсеместно автоматизирована, а это произойдёт совсем скоро.


Насущная необходимость

Обсуждали на колдоговорных конференциях и другие проблемные вопросы.

Так, по словам начальника Санкт-Петербург-Витебского отдела технологической службы Дениса Березовского, без должного внимания руководителей дирекций остаётся вопрос обеспечения спецодеждой вновь принятых работников и своевременной её замены по окончании сроков носки. Например, работники Новосокольнической дистанции пути не обеспечены резиновыми сапогами, валенками, сигнальными жилетами. Заявки выполняются не в полном объёме: костюмов дефектоскописта летних поступило 39% от требуемых, рукавиц утеплённых – 52%, жилетов сигнальных – 64%.

На качество закупленных для работников спецодежды и обуви посетовал начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Красноярской дирекции инфраструктуры Олег Печенегин. В частности, критики и реальной носки не выдержали зимние шапки и сапоги «Север». На ЗабЖД в резолюцию форума внесли предложения о том, что Забайкальской дирекции инфраструктуры следует обратиться к руководству ЦДИ для приобретения путейцам автомобилей вместимостью 20 и более человек с отсеком под инструменты. Предложено также включить станцию Чернышевск-Забайкальский в перечень станций, находящихся в отдалённой местности с отсутствующей или неразвитой инфраструктурой, чтобы была возможность предоставить дополнительные льготы, гарантии и компенсации молодым специалистам, и многое другое.


Правильная реакция

Предложения, записанные в резолюциях и протоколах, как правило, не остаются на бумаге.

Так, на ОЖД, по словам председателя первичной профсоюзной организации моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский Андрея Курбатова, установлено право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда работникам Маловишерской, Санкт-Петербург-Московской, Выборгской дистанций пути, введено в эксплуатацию новое санитарно-бытовое помещение для работников Санкт-Петербург-Московской дистанции пути на станции Ушаки, установлены модульные пункты обогрева на станциях Лесогорск и Кириши, выполнен ремонт и восстановлена система канализации санитарно-бытового помещения на станции Новолисино Новгородской дистанции пути.

Как рассказал председатель дорпрофжела на ВСЖД Александр Старцев, на большую часть из 28 критических замечаний и предложений, сделанных в ходе предыдущего форума прошлым летом, пошла правильная реакция. «Иными словами, за словом последовало дело», – отметил он. Так, председатель первичной профсоюзной организации эксплуатационного вагонного депо Улан-Удэ Елена Лисицкая говорила о необходимости привести в более достойный вид санитарно-бытовой корпус. По словам начальника службы вагонного хозяйства ВСЖД Владимира Лобова, ремонт запланирован во втором квартале этого года. Положительный ответ получили и профсоюзные активисты Северобайкальского центра организации работы станций, которые просили капитально отремонтировать помещение дежурного по станции Таксимо: здание вокзала планируется отремонтировать полностью, а кабинет дежурного по станции уже стал более комфортным.

На ЗабЖД, по словам председателя дорпрофжела Александра Стародубцева, обеспечили кулерами помещения обогрева эксплуатационного вагонного депо Белогорск, организовали для отдыха локомотивных бригад дополнительные койко-места на станции Уруша.


Сохранить кадры

Компания выполняет свои обязательства по индексации, но рост цен нивелирует прибавку. Особенно это заметно в столичном регионе, где уровень цен заметно выше. «Уровень зарплаты на предприятиях Московского узла ОЖД не выдерживает конкуренции в сравнении с заработками на промышленных предприятиях Москвы и области. Особенно остро эта проблема стоит в моторвагонном депо Крюково», – сказал технический инспектор труда дорпрофжела на ОЖД Павел Корчагин.

Есть и другие вопросы. Так, по словам заместителя начальника Петрозаводской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Ольги Фёдоровой, Петрозаводский регион по итогам прошлого года признан лучшим на дороге, но при этом премия за основные показатели у работников всех дирекций региона самая низкая на Октябрьской. «Трудно объяснять в коллективах, почему за одни и те же показатели у работников одних и тех же профессий в разных регионах дороги разный плановый процент премирования. Считаем это не совсем справедливым», – отметила она.

И всё же в большинстве регионов налицо конкурентное преимущество зарплаты железнодорожников. Например, среднемесячная зарплата на Красноярской магистрали составила в 2015 году 47,2 тыс. руб., что на 9,5% больше, чем в 2014-м. По уровню заработка в межотраслевом рейтинге среди ведущих отраслей Красноярского края железнодорожники заняли пятое место, в Хакасии – первое. При этом, по словам Владимира Рейнгардта, реальная зарплата на КрЖД, одной из немногих перевыполняющей задание компании, отстаёт от реального же роста производительности труда. Так, рост производительности труда обеспечен на 101,4% к заданию, а к уровню 2014 года прирост составил 4,1%.

А вот на Калининградской дороге темп роста реальной зарплаты опередил темп роста производительности труда на пять процентных пунктов. В границах КЖД соотношение доходов работников магистрали и среднего заработка в регионе в прошлом году составляло 1,39 (в 2014-м – 1,32). Благодаря зональным надбавкам, установленным компанией для железнодорожников некоторых специальностей региональных дирекций тяги, инфраструктуры, управления движением, по эксплуатации зданий и сооружений, уровень текучести кадров на полигоне КЖД снизился на 1,1% – до 8,6%. «Перед нами стоят задачи поиска и привлечения объёмов работы, повышения внутренней эффективности, выработки новых технологических решений, а также оптимизации использования и бережного отношения к имеющимся ресурсам», – подчеркнул начальник КЖД Виктор Голомолзин.

Сложные отношения с Украиной отразились на деятельности Юго-Восточной дороги: поток грузов и пассажиров – основной источников доходов – значительно снизился. «В этих условиях сохранить кадры – первоочередная задача, в решении которой должны помочь социальные гарантии», – отметил заместитель начальника ЮВЖД по кадрам Виктор Вакуленко. Именно надёжность РЖД в плане социальных гарантий и стабильно выплачиваемая зарплата сказались на настроениях работников ЮВЖД. «В прошлом году на полигоне дороги текучесть кадров снизилась. Найти работу стало труднее, и на фоне кризисных явлений железнодорожники стали выше ценить предоставляемые социальные блага и гарантии», – отметил Виктор Вакуленко.

Весомость железнодорожного соцпакета оценили и на других дорогах. По словам Владимира Голоскокова, «2/3 льгот в нашем колдоговоре предусмотрены сверх требований российского законодательства». Социальный пакет железнодорожника является одним из самых мощных, привлекательных и социально ориентированных в нашей стране», – подчеркнул он.

В резолюциях форумов записано: для обеспечения конкурентоспособности заработной платы железнодорожников на региональном рынке труда по мере роста эффективности деятельности предприятий необходимо обеспечить рост реальной заработной платы. При этом, понятное дело, необходимо соблюсти баланс интересов и работодателя, и работника.

Игнат Вьюгин




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31