07 июля 2020 15:22

На железную дорогу пришёл… по протекции

Одна из задач машиниста-инструктора Николая Власова – создание в колонне не только деловой, но и дружеской атмосферы

В конце февраля приказом президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Орехово Московской дирекции тяги Николай Власов был награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет». Это событие и позвало в дорогу корреспондента «Московского железнодорожника».
Два часа на электричке от Курского вокзала, и я – на хорошо знакомом перроне станции Орехово-Зуево. «Московский железнодорожник» уже не раз писал и о коллективе станции Орехово-Зуево, не раз занимавшем самые высокие места в сетевом соревновании, и о благоустроенном жилом доме, построенном в этом подмосковном городе для железнодорожников, и о музее истории этой станции. И вот теперь предстояло рассказать на страницах газеты об одном из лучших работников эксплуатационного локомотивного депо Орехово Николае Власове.

Николай Николаевич встретил меня у электрички, и через 15 минут мы уже шли по территории депо. Впечатление такое, что традиционный весенний субботник здесь уже прошёл. Дорожки и газоны были чистыми и ухоженными, а вокруг последних островков снега зеленела первая травка. В ответ на удивлённый вопрос, как удалось добиться такого порядка, он с гордостью ответил, что это заслуга самих сотрудников, ведь каждый из них считает депо родным домом. А дома, как известно, порядок и чистота.

Разговор наш состоялся в кабинете, где машинисты-инструкторы проводят занятия и разбор полётов со своими подопечными: машинистами и их помощниками – членами колонн. На стенах – схемы устройства тепловозов, отдельных их узлов.

Для начала прошу Николая Власова рассказать о себе, своих родителях, почему и как он оказался на железной дороге.

Как выяснилось, мой собеседник местный, родился в Орехово-Зуево 53 года назад. Отец, Николай Михайлович, был газослесарем, а мать, Галина Филипповна, работала на птицефабрике, в семье рос ещё младший брат Сергей. Будущий железнодорожник окончил восемь классов средней школы, занимался в спортивной секции борьбой. Затем поступил в Орехово-Зуевский индустриальный техникум на специальность техник-механик. В те годы, по его словам, о железной дороге и не думал. Женился, родился ребёнок.

Затем – призыв в ряды Советской армии. Сначала попал в школу военного собаководства под Дмитровом, затем служил в Германии, на аэродроме в роте охраны.

По возвращении на гражданку встал вопрос, кем быть. Нужно обеспечивать семью. Конечно, звали в милицию, ведь работу с собаками он знал и любил. Однако отец одного из лучших друзей Анатолий Иванович Щербаков, который служил машинистом, предложил идти на железную дорогу. Дескать, работа – стабильная, зарплата достойная. Так Николай стал сначала слесарем, а затем помощником машиниста тепловоза локомотивного депо Орехово Московской железной дороги.
– Кстати, – вспомнил мой собеседник, – в те годы, если ты не окончил специализированное учебное заведение, связанное с железнодорожным транспортом, на дорогу тебя могли взять только в том случае, если за тебя поручится работающий в этой системе. Так что можно сказать, что на железную дорогу я пришёл по протекции. Анатолий Иванович рекомендовал и поручился за меня, а затем стал и первым наставником, за что я ему и по сей день благодарен.

Время летит быстро. Работа нравилась, работа спорилась, начальство заметило хваткого молодого человека. И в 1987 году Николая Власова направили на курсы машинистов тепловозов московской дорожной технической школы №1, что в Ховрино. Курсы эти мой собеседник окончил в 1988 году, а спустя год, стал машинистом тепловоза.

Своими знаниями и опытом в те годы с молодым машинистом делились многие коллеги. Но особенно запомнились Николаю помощь и поддержка, которые оказал ему машинист Александр Гуслев. Тот был не просто его наставником, но старшим товарищем, к которому можно было обратиться с любым вопросом. Дружны они сегодня: Александр Васильевич возглавляет профсоюзный комитет депо, а Николай Николаевич – его «правая рука».
– Сначала ездил «в два лица», – вспоминает мой собеседник, – а затем освоил работу и «в одно». Водил тогда ЧМЭ3. Постепенно повышал классность, а в 2004 году мне предложили занять должность машиниста-инструктора. Конечно, с радостью согласился.

Богатый опыт вождения тепловозов серии ЧМЭ3 побудил Николая Николаевича задуматься над проблемой ликвидации неисправностей, которые могут произойти во время рейса. Он возглавил инициативную группу по сбору в различных депо случаев неисправностей и способов их ликвидации. Результатом стала брошюра, получившая название «Методические рекомендации для локомотивных бригад депо Орехово по устранению неисправностей на тепловозе серии ЧМЭ3». Сегодня этот 30-страничный труд – настольная книга для многих машинистов, работающих на тепловозах данной серии.

Конечно, забот в новой должности прибавилось. В первую голову он теперь был занят обучением и контролем работы членов локомотивных бригад своей колонны. Если что-то случается в рейсе, то в первую очередь, конечно, обращаются к нему. И он должен каждому дать грамотный и квалифицированный совет. Теперь он отвечал не просто за себя или свой локомотив, но за всю колонну. А в её составе 52 человека, из которых 39 машинистов и 13 помощников. Такой дисбаланс говорит, что многие работают «в одно лицо», а значит, являются подлинными профессионалами.

Приходится машинисту-инструктору решать и бытовые вопросы коллег. Да мало ли ещё проблем может возникнуть в жизни человека, и со всем этим люди идут к нему. А для того чтобы обстановка в колонне была не только деловой, но и дружеской, необходима постоянная каждодневная работа. Здесь вместе отмечают свадьбы, рождения детей, устраиваются совместные семейные выезды на природу. Такие поездки с детьми, во время которых можно поиграть в футбол, волейбол, сварить уху, зажарить шашлыки, как считает Николай Николаевич, лучше всего сплачивают коллектив, позволяют понять, кто как живёт, к чему стремится. Кстати, во время этих выездов кашеварит только он сам. Вкусно и много готовить – его хобби.

Но вернёмся к производству.

В 2010 году в депо начала поступать новая техника – тепловозы серии ТЭМ7А с микропроцессорным управлением. Ныне в Орехово насчитывается уже четыре таких машины, ожидается и пополнение парка. И именно перед Николаем Власовым руководство поставило задачу освоить эти локомотивы и обучить других машинистов. Не все, по его словам, с одинаковым воодушевлением восприняли перспективу переподготовки. Но молодёжь пошла за ним, и поставленная задача была выполнена.

Есть у Николая Николаевича и свои ученики. Среди лучших в колонне мой собеседник в первую очередь назвал машинистов Александра Рыжкина, Олега Мишукова, Александра Сафронова и помощника машиниста Сергея Пескова.

Свой богатый опыт он передаёт не только в родном депо. С 2012 года он читает лекции в Пресненском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций. Их темы – устройство тепловоза серии ЧМЭ3 и приборы безопасности.

Конечно, такой труд Николая Власова был достойно отмечен. Помимо нынешней награды, он ранее отмечен почётной грамотой ОАО «РЖД» и именными часами председателя Дорпрофжела.

А вот что говорят о Николае Николаевиче его коллеги.

– Николай Власов – это самый опытный наш машинист-инструктор. Он занимает данную должность уже больше 13 лет, – сказал начальник депо Орехово Вадим Куруленко. – Неслучайно пользуется заслуженным авторитетом у своих коллег, ведь он постоянно совершенствуется, не стоит на месте, живо интересуясь всем новым в железнодорожной отрасли. В депо Николай Николаевич ответственен за новые пришедшие в депо локомотивы ТЭМ7А, учит работать на них. Сейчас в его колонне большинство машинистов ездят «в одно лицо». И в этом его большая заслуга. Коротко говоря, человек на своём месте.

– Знаю Николая Власова уже несколько десятков лет, – сказал председатель профсоюзного комитета депо Орехово Александр Гуслев. – Являясь по профсоюзной линии моим заместителем, он моя правая рука. Свою трудовую деятельность он начинал в нашем депо, работал со мной помощником машиниста. Очень порядочный человек, ответственно относящийся к порученным делам. На него всегда можно положиться, это исключительно надёжный товарищ. Сегодня в нашей профсоюзной организации состоят 1130 человек, или 99,8% всех членов коллектива. Это успех, и вклад в него Николая Николаевича велик.

– Здесь я работаю уже 16 лет, – сказал машинист-инструктор Антон Кеня. – Николая Николаевича знаю ещё с того времени, когда он работал машинистом. Уже тогда он являлся одним из лучших. Сейчас мы с ним коллеги. Когда я только занял должность машиниста-инструктора, он взял надо мной шефство, подсказывал, помогал разруливать непростые ситуации. Сегодня я по-прежнему прислушиваюсь к его мнению. Это – исключительно грамотный специалист и ответственный человек. Достаточно сказать, что в нашем депо он одним из первых освоил тепловоз ТЭМ7А. Кроме того, его вполне заслуженно считают «докой» по новым приборам безопасности, которые сейчас устанавливаются на тепловозах. Разбирается в маневровой и горочной автоматических локомотивных сигнализациях. Он принимает самое активное участие в их внедрении, учит машинистов тепловозов грамотно пользоваться ими.

Ко всему выше сказанному остаётся только добавить: кроме того, что Николай Власов обожает вкусно и много готовить, он ещё и любит работать на земле. Другое его хобби – дача. На приусадебном участке в огороде и саду у него полный порядок, там всё растёт и цветёт. Порядок и в личной жизни: две взрослые дочери и сын, три внучки и два внука. Жена Светлана Николаевна работает на железной дороге. Так что династия железнодорожников Власовых имеет все шансы успешно продолжиться.

Андрей Городнов
Фото автора






Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31