02 июля 2020 11:35

Механика профилактики и сервиса «мотора»

Железнодорожникам важно следить за состоянием своего сердца, а если не уследили, врачи окажут высокотехнологичную помощь

Разговор о медицине и здоровье работников стальной магистрали «Московский железнодорожник» продолжает с отраслевым кардиологом. Доктором в классическом понимании этого слова, мысли и даже мечты которого вот уже много лет связаны со спасением людей, считающим своим главным местом в жизни – у постели больного. В беседе с вашим корреспондентом он строго, как и положено человеку с такими профессиональными функциями, но вместе с тем заботливо «выписывал» рецепты, как жить, чтобы, как в известной песне, был «вместо сердца – пламенный мотор».
Юрий Пескин, заслуженный врач России, заведующий кардиологическим отделением Дорожной больницы им. Н.А. Семашко на ст. Люблино
Железнодорожная кардиология работает на уровне мировых стандартов
– Юрий Львович, во многих профессиях есть неблагоприятные факторы, которые тем или иным образом отражаются на здоровье. У железнодорожников тоже. Не будем на них останавливаться, они их знают…
– Но многие считают, что беда их не коснётся. У кого-то другого будет плохо, а у него самого – нет, потому что он у себя один-единственный. И продолжает курить, есть, извините, от пуза и лежать на диване у телевизора в свободное от работы время.

– Это, наверное, психология каждого человека…
– Не думаю. Я знаю очень много работников дороги, которые ведут активный образ жизни, правильно питаются, следят за своим здоровьем. Но в наше отделение чаще попадают пациенты, о которых я говорил, отвечая на ваш предыдущий вопрос.

– Правда, что работники локомотивных бригад скрывают свои недомогания, чтобы не лишиться места?
– Абсолютная. Вот приходит машинист на осмотр, у него спрашивают: «Жалобы есть?» Вы думаете, он скажет: «Да»? Очень редко. Цеховой терапевт назначает обследование, а там – проблемы. Пациента госпитализируют, и мы выявляем заболевание сердечно-сосудистой системы, да ещё в запущенной форме. Недавно поступил мужчина 40 с небольшим лет, жалоб нет, всё хорошо. Проводим пробу с физической нагрузкой – результат просто ужасный. Я у него спрашиваю: «Вас точно ничего не беспокоит?». Он отвечает: «Ну, вы понимаете…». Делаем обследование, оно показывает поражение артерий, питающих кровью сердечную мышцу. И выявляем тяжелейшую патологию – пациент в шаге от обширного инфаркта, который он, скорее всего, не переживёт. Спрашиваю: «Ну как же так?» Он говорит: «Ну, у меня семья, кредит, надо зарабатывать». Короче, ничего не смогли сделать, отправили к хирургу на аортокоронарное шунтирование, причём в срочном порядке.

– Как он сейчас себя чувствует?
– Его жизни ничего не угрожает. Но работать, к сожалению, уже не может. Если бы он серьёзно относился к своему здоровью, развитие заболевания можно было предотвратить. Железнодорожная медицина – она же ориентирована прежде всего на профилактику. Когда говорят: «Цеховые терапевты стоят на страже», – это именно так.

– Я слышала, что инфаркт сегодня «помолодел»…
– Да, мужчины, даже не достигшие 40 лет, порой могут иметь проблемы с сердцем. Вообще представители сильного пола больше подвержены этому риску. А у женщин гипертоническая болезнь бывает чаще.

– Какое место занимают сердечно-сосудистые среди всех остальных заболеваний на железной дороге?
– По отстранениям от работы – первое после простудных.

– Какие ещё профессии, кроме машинистов, в группе риска?
– Их много: монтёр пути, диспетчер, составитель поездов, электромеханик СЦБ… Целый список, это специальное положение, в котором чётко прописано по каждой специальности – с какими заболеваниями люди не могут работать, с какими могут после эффективного лечения. Если, например, у человека не тяжёлая гипертония, а так называемая «мягкая», он регулярно принимает медикаменты, эффективность лечения подтверждена цеховым терапевтом, и нет других серьёзных заболеваний, он допускается к трудовой деятельности на железной дороге. Иногда это решение принимается в индивидуальном порядке специальной экспертной комиссией врачей.

– Монтёры пути, диспетчеры, составители… Они же не водят поезда.
– А если кто-то упадёт без сознания на путях или нажмёт не ту кнопку? Что будет? Конечно, по этим специальностям не такие высокие требования к здоровью, как у сотрудников локомотивных бригад, но всё равно они довольно строгие.

– А у руководителей, скажем, среднего звена?
– У них более мягкие требования. Если, допустим, это главный инженер или начальник предприятия и ему поставили стент, предотвратив инфаркт миокарда, он может работать.

– Какая картина заболеваний у руководящего состава?
– Судя по тому, что в нашей больнице их мало, они больше думают о своём здоровье.

– Как уберечь сосуды, вы можете посоветовать нашим читателям?
– Если я скажу бросить курить, это будет смешно, потому что все это знают со школьной скамьи. Да и необходимость соблюдения определённой диеты –
исключение из рациона большого количества жирной пищи, чтобы не нарушать обмен холестерина, – тоже всем известна. Но тем не менее это, действительно, – главное. Это то, на что человек сам может повлиять.

– А есть факторы, на которые самим повлиять невозможно?
– Да, у некоторых людей выработка повышенного холестерина, так называемого «плохого», обусловлена генетически. Это можно диагностировать специальным биохимическим анализом крови во всех поликлиниках, где проводятся врачебно-экспертные комиссии (ВЭК). Если картина такова, назначается специальная диета, медикаменты, более строгое наблюдение цехового терапевта, кардиолога. Но люди с «плохим» холестерином могут работать, соблюдая предписания врача. Или, например, гипертоническая болезнь, это тоже фактор риска развития инфаркта или инсульта. Но своевременное лечение данного заболевания может предотвратить серьёзные осложнения.
Вообще, дам такой простой совет уважаемым читателям: понаблюдайте за жизнью людей, которые уже страдают заболеваниями сердца. Как они жили до этого, как изменилась их жизнь после. «Примерьте» это на себя, гипотетически представьте себя на их месте. Это зачастую помогает задуматься о своём здоровье.

– Специалисты говорят, что железнодорожная кардиология обладает большими возможностями в лечении пациентов и вообще держит высокую планку. Это так?
– Да, у нас довольно высокий уровень развития и внутрисосудистых методов лечения здесь в Москве и других городах, и кардиохирургии в Ростове-на-Дону. На мой взгляд, в соответствии с мировыми стандартами. У железнодорожной кардиологии очень приличные возможности. Если говорить конкретно о нашем отделении, теперь, когда у нас появилось высокотехнологичное оборудование, мы многое можем, да практически всё. Если раньше в экстренной ситуации отправляли пациентов в ЦКБ, то теперь сами оказываем всю необходимую помощь.
Просто сбылась моя мечта. Я всю жизнь – всё время, что работаю здесь, все 32 года – мечтал о высокотехнологичных методах работы. О том, что мы стенты будем ставить и кардиостимуляторы имплантировать. И вот в прошлом году моя мечта осуществилась. Теперь я по-настоящему счастливый человек. Вот недавно поступил мужчина через два часа после начала развития инфаркта миокарда, мы в течение часа ему поставили стент, убрали тромб. Сделали контрольную коронарографию, посмотрели – всё хорошо. Всё, как в Европе, как в лучших клиниках. И через неделю он уже пошёл домой. Знаете, как хорошо на душе, когда спасаешь человеческую жизнь?

– Ваши коллеги рассказывают: вы постоянно повышаете свой профессиональный уровень. Не пропускаете ни одной конференции. Ещё недавно принимали участие в международных…
– Да, стараюсь бывать на всех московских кардиологических форумах, изучаю и использую опыт товарищей.

– Каких товарищей?
– Профессоров, академиков.

– То есть наука помогает железнодорожной кардиологии?
– Конечно, у нас в больнице, например, две кафедры: пропедевтики внутренних болезней Второго медицинского института во главе с профессором Григорием Арутюновым, главным терапевтом Москвы, и госпитальной терапии лечебного факультета стоматологического института, в руководстве которой тоже известные в медицинском мире люди. Это – академик Анатолий Мартынов, профессора Елена Майчук и Людмила Панченкова. Мы очень плотно сотрудничаем. В декабре прошлого года специалисты обеих кафедр участвовали в дорожной конференции на базе нашей больницы, где затрагивались вопросы кардиологии, терапии и медицинской составляющей обеспечения безопасности движения. Они изучают наших больных, например, исследуют связь заболеваний щитовидной железы с нарушением ритма сердца. И дают рекомендации. То есть занимаются наукой, теорией, а мы – практикой, внедряем результаты исследований в жизнь.

– Минувший 2015 год был годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Говорят, его итоги в железнодорожной кардиологии совершенно невероятные…
– Благодаря новому оборудованию мы стали спасать больше человеческих жизней. Из более чем 800 пациентов с острыми и тяжёлыми хроническими заболеваниями мы потеряли только шестерых. Для кардиологической службы это очень хороший результат, не найдёте больше таких. А пролечили на 290 человек больше по сравнению с 2014 годом. Я считаю, мы внесли вклад в борьбу с этим недугом. (В этот момент у Юрия Пескина зазвонил мобильный, это был один из его пациентов).

– Вы даёте пациентам свой мобильный телефон?
– Да, потому что многие – приезжие, пройдя курс лечения, уезжают из Москвы. И должны иметь возможность в любой момент проконсультироваться со своим лечащим врачом.

– Можно задать вам немного неудобный вопрос? Почему вы с вашим профессионализмом и опытом не уходите в другое место, может быть, более престижное?
– Моё место здесь. И даже не в кресле кабинета руководителя отделения, а у постели больного. Я нужен железнодорожникам. Здесь я сформировался как специалист, раскрыл себя как профессионал. Здесь мои коллеги, с которыми мы пуд соли съели вместе. Работаем, как одна семья, понимаем друг друга, выручаем, если нужно. Как-то всё по-человечески у нас.

– К вам приходят те, кому вы спасли жизнь?
– Да, вот наступает Новый год, приходит человек, которого я уже, может быть, даже забыл. Приносит цветы и какую-нибудь маленькую игрушку, обезьянку. Говорит: «Спасибо большое». Вы знаете, так приятно…

Беседовала Светлана Новаковская




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31