09 июля 2020 00:43

Предупредительный выстрел

Наиболее лавиноопасные участки находятся под постоянным контролем

На лавиноопасных участках сети идёт подготовка к весеннему лавиноопасному периоду: с помощью спецтехники очищаются от снега лавиноулавливающие траншеи вдоль железнодорожного полотна, срезаются козырьки и надувы на горных склонах, которые весной могут спровоцировать самопроизвольный сход снега.
Для машинистов установлены таблички с обозначением лавиноопасных мест и дополнительные прожекторы освещения. Ведётся круглосуточный мониторинг состояния снежного покрова в горах и погодных условий.

Как рассказал «Гудку» начальник противолавинной станции Красноярской дороги Максим Куркин, на лавиноопасных участках обстановка стабильная, движению поездов ничего не угрожает. На некоторых склонах южной экспозиции, наиболее подверженных влиянию весеннего солнца, снега почти не осталось. За наиболее лавиноопасными участками, такими как 141–142-й км на перегоне Лужба – Чарыш, ведётся круглосуточное наблюдение. Железнодорожники говорят, что при резком потеплении до нуля, прогнозируемом на ближайшую неделю, ситуация здесь может обостриться. В этом случае пропуск поездов на участке станет осуществляться по одному пути, защищённому галереей. При необходимости снежные массы будут обрушены принудительно.

В целом, по словам Максима Куркина, минувшая зима стала самой малоснежной за последние четыре года. В течение всего января держались морозы, снегопады начались только в феврале. «В первой декаде уровень снега на лавиноопасных горных склонах, прилегающих к перегонам дороги, не превышал 1,5 м, – отметил он. – А на станции Лужба, самой заносимой на дороге, высота снежного покрова составляла около 120 см. Для сравнения: в прошлом году в это же время – более 2 м. Поэтому все мероприятия, которые проводились на лавиноопасных участках в течение зимы, были направлены не на оперативное реагирование, а на профилактику лавинной угрозы весной, когда под воздействием солнца снежные массы станут неустойчивыми».

К примеру, впервые применили методику закрепления снежных масс на горном склоне с помощью взрывов. Такие работы проводились 5 февраля на участке 141–142-й км, проходящем через горные массивы Кузнецкого Алатау. По градации лавиноопасных участков он характеризуется как «особо опасный». Географические особенности, угол горного склона и климат создают здесь идеальные условия для максимального снегонакопления и сохранения лавинной угрозы на протяжении всего зимнего периода. По словам Максима Куркина, стояла задача не столько спустить снежные массы со склона, сколько изменить их структуру, чтобы снег под воздействием взрывов осел, уплотнился и стал более устойчивым к внешним воздействиям. Так с помощью взрывов разрушаются зоны зарождения лавин и лавиноопасные слои снега. Значит, вероятность самопроизвольного схода весной снижается.

Кстати, эффективность такой профилактики подтвердилась на следующий же день после применения технологии: после морозов потеплело до нуля, начался снегопад, потом пошёл снег с дождём. Возросла лавинная угроза, на ряде других участков потребовалось провести взрывы для принудительного спуска лавин. При этом на 141–142-м км обстановка была стабильной. И остаётся таковой до сих пор, притом что высота снежного покрова сегодня здесь превышает 2 м. «Применяли этот метод и на других лавиноопасных участках дороги. Всего профилактические взрывы произведены на семи участках», – отметил Максим Куркин.

В марте лавиноопасный период сохраняется и на ДВЖД, особенно в Сахалинском регионе. Проводятся лавинный дозор, включая натурный осмотр требующих внимания участков, наблюдения за высотой снега, стратиграфические работы по исследованию свойств снежного покрова на склоне. Как рассказал начальник снеголавинной станции Дальневосточной дирекции инфраструктуры Сергей Чеботарёв, также постоянно собираются сведения с дистанций пути о состоянии и накоплении снега в лавиносборах, примыкающих к железнодорожному полотну. На основе полученных данных, анализа метеорологической и снеголавинной информации с учётом метеопрогноза даются заключения о лавинной опасности. Стоит сказать, на Сахалине реализуется программа по защите лавиноопасных участков за счёт средств текущей эксплуатации. Она включает устройство временных снегоудерживающих заборов, временных дюз (сооружение в виде стоек и наклонных панелей, которые словно сжимают ветряной поток на гребне склона, не давая образовываться снежному козырьку), снегоулавливающих траншей. Работы идут и за счёт капвложений. Так, в прошлом году за счёт лимитов инвестпрограммы по модернизации островной магистрали выполнялись изыскания и проектирование по системе защиты лавиноопасных участков на 103– 105-м км линии Шахта – Холмск. Строительно-монтажные работы планируются в 2016 году.

Игнат Вьюгин




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31