08 августа 2020 15:18

Вопрос дня

Какой должна быть саморегулируемая организация в железнодорожной отрасли?

Надежда Михайлова, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»:
– В железнодорожной отрасли сложно создать саморегулируемую организацию с юридической точки зрения. В соответствии с действующим законодательством саморегулирование возможно в однотипных видах предпринимательской деятельности. К примеру, адвокаты, оценщики, строители могут в своей среде устанавливать правила саморегулирования. А ФАС России предлагает создать Совет рынка транспортных услуг, куда, как предполагается, войдут представители и грузоотправителей, и перевозчиков, и операторов, и органов государственной власти. Инициатива ФАС собрать представителей отрасли за столом переговоров – это хорошо, но не совсем понятно, чем такая структура будет принципиально отличаться от Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».

Андрей Ващенко, начальник управления долгосрочного развития и планирования ООО «Газпромтранс»:
– СРО в энергетическом комплексе сейчас считается эталоном. Есть желающие скопировать организацию, ввести в неё всех, кого только возможно – от операторов до вагоностроителей, но, по моему мнению, объективной потребности отрасли в этом нет. Во всяком случае пока не либерализована локомотивная тяга.

Алексей Дружинин, исполнительный директор НП «Совет операторов железнодорожного транспорта»:
– Сегодня возможности саморегулирования на железнодорожном транспорте используются далеко не в полном объёме. Единственная организация, зарегистрированная в качестве СРО (СОЖТ), основана на принципах добровольности. В условиях, когда органами государственной власти рынок предоставления вагонов рассматривается как конкурентный и не находящийся в сфере государственного регулирования, именно за счёт саморегулирования существует возможность сформировать правила игры в отрасли. СОЖТ неоднократно ставила вопрос о законодательном закреплении обязательности членства операторов в СРО (по аналогии с другими отраслями), но до настоящего времени таких решений не принято.
При этом инициативы последнего времени, направленные на формирование структуры, аналогичной Совету рынка в электроэнергетике, не относятся к вопросам саморегулирования (в электроэнергетике, кстати, тоже Совет рынка не является саморегулируемой организацией). Саморегулирование предполагает объединение профессиональных участников, занятых в определённом сегменте рынка. Предполагаемая же структура – это объединение неограниченного круга лиц: ОАО «РЖД», операторы, грузоотправители, вагоностроители. Соответственно, отчётливо виден конфликт интересов внутри этой группы лиц – например, для грузоотправителя важно минимизировать стоимость перевозки, для операторов, так же как и для РЖД, основным результатом является установление справедливых цен за услуги. Тем более что предполагается наделить данную структуру какими-либо регуляторными функциями. На наш взгляд, это преждевременно. Основным результатом расширения саморегулирования в операторской среде могла бы стать работа по двум направлениям. Первое – это внутренние правила рынка, соответствующие стандарты, своды правил. Соответственно организации, прошедшие оценку соответствия этим стандартам, будут квалифицированы как полноценные, добросовестные участники рынка. Это создаст соответствующие ориентиры как для клиентов – грузоотправителей, так и для ОАО «РЖД», государственных органов. Вторым направлением для работы в области саморегулирования является консолидация позиции игроков рынка при выработке правил игры в отношениях с РЖД (как по текущим вопросам вроде условий договоров, так и по стратегическим, например формирование нормативной базы).

Сергей Оленин, ведущий эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):
– Стоит отметить, что эффективность работы и качество обслуживания клиентов операторами, входящими в СОЖТ, улучшается, однако нет никакой информации о разработанных партнёрством стандартах в сфере оперирования грузовыми вагонами. Ввиду наличия ряда вопросов и нестыковок относительно работы СОЖТ можно заключить, что в настоящее время их деятельность направлена в основном на отстаивание интересов крупных операторов при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, а не на выполнение основных функций и задач, предписанных СРО законодательством РФ. Улучшать же действующую систему саморегулирования рынка возможно путём разработки и внедрения стандартов взаимодействия операторов между собой, своими клиентами и ОАО «РЖД», однако это целесообразно будет только после решения ряда вопросов. Во-первых, необходимо закрепить законодательно деятельность «по предоставлению железнодорожного подвижного состава под перевозку». Также требуется однозначное определение прав и обязанностей операторов грузовых вагонов в ПП РФ № 626 «Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками». При этом разработанные стандарты должны применяться для всех участников рынка, а не только для членов СРО. В противном случае необходимые улучшения взаимодействия субъектов перевозочного процесса не будут достигнуты.



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31