04 июля 2020 21:01

Комплексная эффективность

Комиссия РСПП по транспорту обозначила основные проблемы отрасли

На первом заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), которое прошло под руководством нового председателя, президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, обсуждались перспективы комплексного развития отрасли. Вопросы, стоящие перед отдельными компаниями и видами транспорта, предстоит решать с учётом их вклада в общую эффективность.
Открывая заседание, Олег Белозёров отметил, что видит свою задачу не в лоббировании интересов отдельных отраслей, а в получении общего положительного результата работы всего транспортного комплекса.
«Старые схемы уже не приносят той эффективности, на которую мы рассчитываем, потому что нет должного мультипликативного эффекта, – подчеркнул Олег Белозёров. – Например, рынок заинтересован в самых современных уровнях транспортной логистики, и здесь должен быть использован механизм консолидации. Транспортная система – это не поле конкуренции различных видов транспорта, а определённое взаимодополнение. На примере железнодорожного транспорта я не считаю, что мы должны бездумно конкурировать с другими видами транспорта, а должны обсуждать и выстраивать грани сотрудничества. Тогда и получим максимальный результат».

Сейчас в сложных экономических условиях основные показатели, которые характеризуют работу транспорта, снижаются. Поэтому, как отмечено в протоколе заседания, «новые тенденции на рынках определяют для транспортного сообщества России новые задачи, решение которых требует пересмотра модели взаимодействия по всей цепи транспортно-логистического комплекса». Решать возникающие проблемы предложено на основе открытости, роста эффективности, конкурентоспособности, внедрения клиентоориентированных технологий и транспортно-экономических продуктов.

Каждым их подкомитетов было выделено по несколько проблем, которые требуют решения на государственном уровне. В частности, в авиации это снижение количества и оптимизация использования зон ограничения полётов и упрощение процедур спрямления маршрутов. На водном транспорте – инвестиции в инфраструктуру и разумное использование водного баланса, на автомобильном – правовые вопросы лицензирования и экспедиторской деятельности.

Как сообщил руководитель подкомиссии по железнодорожному транспорту и инфраструктуре Борис Лапидус, для бизнеса, который работает в этом секторе, наиболее важно решить вопрос об окончании или продолжении реформирования отрасли, по совершенствованию правовой базы грузоперевозок, подразумевающей формирование «одного окна», закупки инновационной техники, привлечение частных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру и согласование схем развития железнодорожного, трубопроводного и других видов транспорта.

По ходу реформы ОАО «РЖД» должно представить свои предложения в правительство в первом квартале этого года. Как полагает Борис Лапидус, снижение объёмов перевозок не должно являться основанием для сокращения закупок инновационной техники, потому что вопрос обновления отрасли должен решаться на системной основе. Сейчас частные инвестиции в магистральную инфраструктуру ограниченны, но за последние 20 лет сформировался такой диспаритет цен и тарифов, который практически исключает возможность окупаемости строительства за счёт только платы за перевозки. В отрасли почти невозможно найти проекты, которые окупались бы по такой схеме менее чем за 30 лет.

Взаимодействие с другими видами транспорта очень важно, поскольку это резерв увеличения пропускной способности. Например, как подчеркнул генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» ОАО «РЖД» Фёдор Пехтерев, речной транспорт позволяет железнодорожному сглаживать летние пики перевозок, чем снижает потребность в инвестициях на этот период, а железнодорожники, в свою очередь, могут загрузить инфраструктуру речных портов в зимний период. «Таким образом мы можем балансировать пропускные способности, и на это нужно не так много денег, – говорит Фёдор Пехтерев. – Кроме того, такое перераспределение позволяет повышать скорости пассажирских поездов летом. Убеждён, что железнодорожный и речной транспорт хорошо дополняют друг друга».

ОАО «РЖД» при подготовке Генеральной схемы развития сети железных дорог до 2020 года использовало элементы метода межотраслевого баланса, который показал хорошую эффективность. Олег Белозёров дал поручение рассмотреть возможность проработки транспортного баланса, который бы определял долю каждого вида транспорта в экономике и его возможности. Такой транспортный баланс, если бы он был выстроен, позволил бы избежать ненужной жёсткой конкуренции и точнее определить приоритеты для инвестиций.

По итогам обсуждения комиссия приняла ряд рекомендаций правительству, администрации президента, Госдуме и Совету Федерации по реализации экстренных антикризисных мер в сфере транспорта.

Сергей Плетнёв




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31