05 июля 2020 17:11

«Люблю матушку-дорогу...»

Павел Фридман считает, что главное сегодня – это воспитание патриотизма

В минувшем году у Павла Иосифовича Фридмана было сразу три юбилея: он отметил свой 85-й день рождения, 60-летие работы на железнодорожном транспорте и 20 лет работы в Совете ветеранов управления Западно-Сибирской дороги. И несмотря на то что практически всю свою жизнь Павел Иосифович посвятил отрасли, он по образованию не железнодорожник, а педагог, учитель истории.
Новосибирский пединститут он окончил с отличием в 1954 году. Год с небольшим отработал директором сельской школы и волей судьбы оказался в отделе по работе с учебными заведениями Западно-Сибирской магистрали. И здесь стал не только заслуженным учителем России, но и почётным железнодорожником.

За это время Павел Иосифович пришёл к выводу, что хорошие руководители на крупном производстве, в том числе и на железнодорожном транспорте, получаются по большей части не из примерных учеников, а из бунтарей, которые ещё со школьной скамьи имеют смелость задавать учителям неудобные вопросы, идти наперекор заведённому порядку и правилам. Правда, важно, чтобы на пути им попадались мудрые и опытные учителя и наставники, которые бы увидели заложенный в сорвиголове потенциал. Для этого нужно одновременно быть и психологом, и педагогом.

Сколько раз его, молодого директора школы, пытались вывести из себя неформальные лидеры классов, но тщетно. Павел Иосифович никогда не опускался до повышенного тона в разговоре с учениками, не говоря уже о брани. В этом-то как раз и состоит его педагогическое кредо, от которого он ни разу не отступил на протяжении всей своей работы. Хотя сам он вышел из примерных, покладистых учеников. Только один раз за все школьные годы, основная часть которых пришлась на военную пору, получил взбучку от директора, вчерашнего фронтовика, и даже был на две недели условно отчислен из школы.

Дети учились тогда в школе в три, а то и в четыре смены, ходили кто в чём, постоянно недоедали. И стимулом не пропускать занятия для них было то, что на переменах им выдавали «ученический паёк»: малюсенькую серую булочку с конфеткой-подушечкой в придачу. Эти «завтраки» разносили по классу дежурные. И вот однажды Павел умудрился перевернуть поднос с провизией, повздорив с товарищем на входе в класс. За что и был вызван «на ковёр» к директору, и после разговора с ним по душам его отстранили от занятий. Тяжелее наказания в то время, пожалуй, и придумать было нельзя: ну как об этом скажешь родителям? Через пару дней мальчишка не выдержал и снова явился в директорский кабинет: повиниться и добиться прощения. И добился, но «пропесочку» ту запомнил на всю оставшуюся жизнь.

Все наиболее памятные эпизоды в жизни у Павла Иосифовича связаны с военным детством. Он часто рассказывает о них на встречах со школьниками. Вообще, дети – самая большая в жизни любовь Павла Фридмана, а педагогика – это его призвание. Ну а железная дорога… Железная дорога – это Судьба. Именно так, с большой буквы, и не иначе. Причём судьба для всей его семьи. Ведь и супруга его, Елизавета Фёдоровна, педиатр, тридцать с лишним лет проработала в системе отраслевого здравоохранения. В счастливом браке, душа в душу, они живут уже больше шестидесяти лет. Поженились ещё студентами. На станции Кулунда нашлось место и Павлу Иосифовичу – завучем в узловой школе, и Елизавете – детским врачом в только что открывшейся больнице, тоже дорожной. Именно там, в казахстанских степях, на своём «буранном полустанке», они и прочувствовали, что такое коллектив, который как одна большая семья. Начальник станции в школе бывал чуть ли не каждую неделю. И не только потому, что у него там дочки учились, но и потому, что школа-то железнодорожная. Драгоценный профессиональный и человеческий опыт, приобретённый в Кулунде, пригодился на всю жизнь.

Почти сорок лет он проработал в отделе учебных заведений. Это сейчас под крылом Западно-Сибирской осталось всего три школы-интерната – в Омске, Барабинске и Новосибирске, где обучаются дети работников магистрали. Да ещё две Детские железные дороги – в Новосибирске и Кемерове. А раньше у ЗСЖД были десятки собственных школ, и в них нужно было наладить учебный процесс.

Методика школьного преподавания – конёк Павла Иосифовича. Он написал десятки статей, опубликованных в педагогических изданиях, в том числе и центральных. Темы для своих работ черпал из жизни, ведь за годы работы в отделе учебных заведений он много раз бывал во всех школах, держал тесную связь с педагогическими коллективами. Его методики просты и понятны. И, что немаловажно, они выдержали проверку временем. Так, Павел Иосифович из года в год терпеливо повторяет молодым педагогам: нельзя начинать урок с негатива, скажем, с объявления оценок за контрольную или самостоятельную работу, особенно если там полно двоек, поскольку это может на пол-урока выбить детей из процесса восприятия нового материала.

Или вот другая проблема. У нынешней молодёжи подчас главная цель – получить диплом о высшем образовании. Но и их можно увлечь профессией, уверен Фридман, нужно только к каждому найти свой подход. А лучший способ против текучести учительских кадров – ставить перед ними новые интересные задачи. И стимулировать их труд.

Этот опыт перенял от своего бывшего коллеги и наставника нынешний заместитель начальника Западно-Сибирской магистрали по кадрам и социальным вопросам Александр Теслевич.
«Я учился у Павла Иосифовича искусству выстраивания отношений как с подчинёнными, так и с начальством. Отрадно, что он и сегодня, как в былые годы, заражает всех нас своим энтузиазмом, ответственным и педантичным отношением к любому делу», – говорит Александр Михайлович.

В Совете ветеранов управления дороги Павел Иосифович возглавляет секцию наставничества и патриотического воспитания молодёжи. В поле его внимания по-прежнему Детские железные дороги и школы-интернаты. А ещё Центр социальной поддержки молодёжи и юношества. В этом центре ветераны встречаются не только со старшеклассниками и юными железнодорожниками, но и с молодыми специалистами, пришедшими работать на дорогу после вузов.
«Чисто технически они хорошо подкованы, – говорит Павел Иосифович. – А вот привить им любовь к матушке-дороге, чувство единства и даже родства с ней – это наша цель и святая обязанность, поскольку именно на этих скрепах испокон веку и держится «железка».

Викторины, конкурсы, тематические игры – всех мероприятий, которые проводят с детьми и молодёжью ветераны, и не перечесть. А автором большей части идей и организатором выступает чаще всего именно он, Павел Фридман. А как же иначе? Ведь он хорошо разбирается в истории родной магистрали – сам является автором многочисленных очерков о бывших руководителях дороги, с которыми довелось работать и тесно общаться в своё время. Наконец, он автор брошюры о своём знаменитом земляке, трижды Герое Советского Союза лётчике Александре Покрышкине, с которым посчастливилось встретиться когда-то в детстве на ступеньках новосибирского обкома партии.
«Школьные учителя часто делятся со мной впечатлениями, с каким восторгом ребята, причём всех возрастов, слушают истории и рассказы о разных людях из уст Павла Иосифовича, – говорит председатель Совета ветеранов управления Западно-Сибирской дороги Василий Савченко. – На эти встречи он всегда идёт с радостью. Потому что любит детей, школу, душой болеет за свое дело. Да и секция по наставничеству и патриотическому воспитанию молодёжи была создана по его инициативе».

Но не только эпизоды из военного детства или исторические персоны в сфере интересов Павла Иосифовича. Он автор более чем двухсот очерков о простых железнодорожниках, врачах и учителях, с которыми в разное время сводила его судьба. Перо Павла Фридмана хорошо знакомо и постоянным читателям «Гудка».

Словом, Павел Иосифович – человек многогранного таланта. Но раскрыть свои способности, а главное – реализовать их с пользой для людей и для отрасли ему помогла железная дорога. За что он ей безмерно благодарен.

Сергей Евсеев
Москва – Новосибирск – Москва




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31