13 июля 2020 07:14

Условия безопасности

Несмотря на финансовые сложности, объём средств, выделяемых на создание достойных условий труда работников, не уменьшится

Ориентируясь на установки государства, работодатели должны самостоятельно формировать свою внутреннюю систему охраны труда.
Последние годы законодательство в сфере охраны труда претерпело много изменений. Новые положения и нормы ориентируют как работников, так и работодателей на понимание того, что формальный подход в этой деятельности может стоить человеку жизни. Именно такой позиции придерживается Минтруд.
«Все вносимые в закон поправки должны быть направлены на формирование культуры безопасности. Четверть случаев смертельного травматизма – это результат невыполнения тех или иных требований охраны труда», – считает заместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда Пётр Сергеев.

Пристальное внимание на проблему культуры безопасности обращено и в ОАО «РЖД». По статистике, нарушение трудовой дисциплины становится причиной 23% смертельных случаев в компании.
«Причины несчастного случая на 80% – это невыполнение профессиональных обязанностей, с одной стороны, и бесконтрольность – с другой, – отмечает начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Дмитрий Раенок. – Надо достучаться до работников, чтобы они осознавали ответственность за свою жизнь. А работодатель, в свою очередь, должен создать соответствующие условия труда, чтобы люди возвращались домой здоровыми и невредимыми».

Примечательно, что и сами работники не отрицают, что причиной несчастных случаев часто становится их безответственность. Так, например, сотрудники Центральной дирекции управления движением признали, что в 94% случаях травмирование происходит по причине несоблюдения личной техники безопасности.

Но следовать правилам и нормам охраны труда без отступлений работники смогут, только когда для них будут созданы достойные условия. Именно поэтому Минтруд стремится повысить ответственность последних. Уже этой весной должно вступить в силу подготовленное ведомством типовое положение о системе управления охраной труда. Документ даёт работодателям определённую свободу и гибкость в вопросе управления охраной труда у себя на производстве. Подобный подход позволяет сформировать систему, которая реагирует на требования конкретного предприятия и учитывает особенности труда на конкретном производстве. Между тем РЖД уже давно ведут разработку собственной нормативной базы, а внедрение автоматизированных систем оценки профессиональных рисков и состояния охраны труда позволяет перейти от реактивной модели, когда работодатель реагирует на уже произошедшее ЧП, к проактивной, когда несчастный случай удаётся предупредить.

Тот факт, что условиям труда и безопасности железнодорожников уделяется всё больше внимания, подтверждает статистика. «За последние пять лет травматизм в системе железнодорожного транспорта снизился более чем в два раза», – отмечает председатель Роспрофжела Николай Никифоров.

Тем не менее свести смертельный травматизм к нулю, а именно такую задачу ставит президент компании, пока не удаётся: в 2015 году погибли 28 железнодорожников.

При этом профсоюз периодически фиксирует разнообразные нарушения условий, в которых трудятся работники.
«Режимы труда и отдыха в путевом комплексе, у электромехаников и электромонтёров контактной цепи, СЦБ и связи заслуживают более серьёзного внимания. Сбои в движении, передержка «окон» – это дополнительное рабочее время. Отгулы дают в редких случаях, и у работников накапливается усталость, что, естественно, сказывается на качестве их труда»,– говорит Николай Никифоров.

Остро стоит вопрос с организацией питания на фоне закрытия столовых, особенно в локомотивных депо. Недоукомплектованность инструментом и спецодеждой, недоведение рабочего места до санитарных требований – эти проблемы возникают периодически, даже несмотря на ту работу, которая ведётся в компании.
«Что касается головных структур, у профсоюза претензий нет, но в разрезе филиалов, дирекций и структурных подразделений попытки сэкономить есть», – отмечает Николай Никифоров.

Кстати, по словам Дмитрия Раенка, на улучшение охраны труда ОАО «РЖД» потратило в 2015 году 18 млрд руб. И, невзирая на финансовые сложности, сокращать статью расходов в этой сфере компания не намерена.

Однако больше всего вопросов вызывает специальная оценка труда. Закон о СОУТ был принят два года назад, и с тех пор вокруг него не утихают споры.
«Основным упором законодательства является формирование объективных данных об условиях труда на каждом рабочем месте. Мы привязали уровень гарантий и компенсаций к уровню вредности условий труда», – говорит Пётр Сергеев.

Между тем профсоюз не раз говорил о том, что более мягкие критерии оценки не учитывают многие факторы, которые непосредственно влияют на здоровье работников.
«Если в 2011 году 37% рабочих мест так или иначе имели вредное воздействие, то в 2015-м эта цифра сократилась до 28%. Конечно, это в какой-то степени результат вложенных средств, но не стоит забывать о том, что изменились подходы к спецоценке труда. Например, исчез такой критерий, как микроклимат. И теперь, когда монтёры пути работают при температуре минус 30, это считается уже нормальными условиями», – говорит Николай Никифоров.

По его словам, новые правила спецоценки условий труда в сочетании с экономическими сложностями в стране и мире вызывают у работников беспокойство, даже несмотря на то что уровень доплат за вредность для отдельных категорий работников профсоюзу удалось отстоять. Между тем в Минтруде уверяют,что отсеялись критерии, оценка которых была более не рациональна.
«Это касается критериев, которые носят субъективный характер. Второй набор критериев – это те, которые учитываются в рамках особых условий труда. Работодатели должны предоставлять гарантии и компенсации работающим, например, в условиях Крайнего Севера, поэтому повторно оценивать эти же факторы в СОУТ мы считает невозможным», – поясняет Пётр Сергеев.

В компании к этому вопросу подходят рационально. Закон есть закон, и ему надо следовать, считает Дмитрий Раенок. А работодатель должен сделать всё возможное, чтобы классы вредности снижались не только на бумаге, но и менялись реальные условия труда.
«Снижать тяжесть труда и шум можно внедрением технических средств. Мы должны уменьшить как минимум вредное воздействие», – заключил Дмитрий Раенок и призвал филиалы разрабатывать и предлагать собственные решения, обеспечивающие безопасный и комфортный труд работников.

Александра Посыпкина




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31