18 апреля 2021 04:54

Курсы на выживание

Высокая стоимость обучения и сокращение числа автошкол могут подтолкнуть желающих получить права на поиск обходных путей

В шести регионах России негде научиться водить машину.
Ни одна из автошкол в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Крыму и Чукотском автономном округе не прошла проверку на соответствие стандарту учебно-материальной базы и не получила разрешения на дальнейшую работу. Общественники считают, что это происходит из-за слишком жёстких требований, которым с недавнего времени должны соответствовать эти учебные учреждения.

По правилам, вступившим в силу летом 2014 года, автошкола, в частности, должна иметь крытый автодром, а на нём светофор, «зебру» и перекрёсток. А ещё закупить в классы интерактивные доски и ввести новую дисциплину по психологии вождения. Увеличилось общее количество часов обучения: 134 часа на теорию, вместо прежних 106 и 56 часов – за рулём (раньше около 50). По мнению экспертов, всё это стало причиной повышения цен на обучение в среднем по стране в два раза и снизило поток клиентов. Плюс стоимость аренды, которая становится неподъёмной для многих владельцев автошкол.
«ГИБДД проводит регулярные проверки автошкол, отслеживает состояние их учебно-материальной базы, соответствие новым требованиям, однако стандарты слишком жёсткие, и многие учреждения вынуждены на время приостанавливать свою деятельность. Снижение доходов лишает автошколы шанса справиться со своими финансовыми обязательствами перед арендодателями, ведь постоянно брать субсидии и кредиты у многих нет возможности», – говорит глава Гильдии автошкол Сергей Лобарев.

Содержать ту учебно-материальную базу, что диктуют новые требования, могут далеко не все. «Помимо того что нам теперь необходимо иметь крытые автодромы площадью не менее 2400 кв. м, мы должны оснащать школы медкабинетами и пандусами. Денег ни на что не хватает – поток кандидатов в водители снизился», – жалуется директор одной из столичных автошкол.

Новые требования утверждались для повышения качества обучения. В Минобрнауки считают, что цель достигнута – число аварий с начинающими водителями сократилось за прошедший год на 25%. Эксперты не согласны и объясняют такую тенденцию с «чайниками» сокращением числа курсантов автошкол – людей, желающих освоить навыки вождения, стало меньше на 45%.
«Стоимость обучающего курса возросла с 2014 года примерно в два раза – многим просто не по карману обучение», – комментирует Сергей Лобарев.

Есть опасение, что неподъёмная цена на обучение и закрытие автошкол, не отвечающих вновь принятым стандартам, подтолкнёт спрос на нелегальные услуги – свидетельства об окончании школ и права будут просто покупать.
«Гарантированно возрастут очереди в те учебные учреждения, которые останутся на плаву. А непомерные цены на прохождение учебного курса, думаю, многих подтолкнут искать не совсем законные пути получения прав. В такой ситуации можно прогнозировать рост коррупционной составляющей», – прогнозирует член координационного совета Федерации автовладельцев России Виктор Клепиков.

По мнению общественников, реформа системы образования в автошколах требует пересмотра и доработки. При этом основное внимание следует уделять вовсе не оснащению учебных учреждений, а прежде всего проведению выпускного экзамена, качеству и продолжительности практической подготовки водителей.
«В Европе время на преподавание теории в школах составляет не более 20–30 часов, у нас – 130, тогда как практические навыки вождения намного важнее. Сегодня в России нет стандарта водителя, который устанавливал бы критерии оценки уровня образования кандидатов в водители, а процедура проведения экзамена не всегда прозрачна и объективна», – сказал Сергей Лобарев.

Согласно официальной информации ГИБДД, число автошкол в стране за два года сократилось практически на 60% – с 11 тыс. 400 (на 1 января 2014 года) до 4 тыс. 800 (на 27 января 2016 года). В МВД рассказали также, что в шести российских регионах, где якобы автошколы исчезли совсем, в действительности обучение водителей продолжается. Информация о них есть в онлайн-справочнике на сайте ГИБДД, и не обнаружить её можно было в очень короткий период, когда регионы обновляли данные.

Анастасия Мурзина


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31