18 апреля 2021 05:25

Мичурин преданно служил науке и железной дороге

Профессию железнодорожника великий преобразователь природы совмещал с опытами в садоводческом питомнике

Всемирно известный учёный-практик, биолог-селекционер Иван Владимирович Мичурин имеет мировую известность за выведение более 300 новых плодово-ягодных культур, его научно-исследовательские работы представляют большой интерес для специалистов в этой отрасли. Но мало кто знает, что видный преобразователь природы 16 лет трудился на железной дороге, в том числе более трёх лет – старшим конторщиком в товарной конторе на станции Ряжск.
В 2015 году отмечалось 160 лет со дня рождения Ивана Владимировича Мичурина. Во время экскурсий в музее на станции Ряжск уделяется особое внимание его заслугам, работе на железной дороге. И посетители с большим интересом слушают рассказы о жизни выдающегося учёного, знакомятся с экспонатами тех лет, когда он здесь трудился.

Иван Мичурин родился в дворянской семье в имении Вершина Пронского уезда Рязанской губернии 15 октября 1855 года. С детства полюбил природу, много времени проводил в саду на берегу реки Проня, умел прививать плодовые растения разными способами. После окончания уездного училища поступил в рязанскую мужскую гимназию, располагавшуюся в здании, занятом сейчас Рязанским государственным агротехнологическим университетом им. П.А. Костычева.

В 1873 году Иван Мичурин поступил на службу в товарную контору железнодорожной станции Козлов. В 1874 году женился на дочери рабочего-железнодорожника Александре Петрушиной. Девушка отличалась не только красотой, но и трудолюбием, добротой, хорошо пела. Когда появилась семья, в поисках лучшего заработка Мичурин с супругой переехали в Ряжск, где он стал работать старшим конторщиком в товарной конторе. Сначала жилось лучше, но с рождением сына Николая и дочери Марии расходы выросли, и стало труднее. В конце 1877 года управление Рязано-Козловской железной дороги предложило Ивану Владимировичу место монтёра часов и сигнальных аппаратов на участках Козлов – Ряжск – Рязань, Данков – Лебедянь. Должность эта лучше оплачивалась, и он с семьёй возвратился в Козлов.

Новая работа позволяла ему во время поездок по участкам знакомиться с садоводством Рязанской, Тульской, Калужской и Тамбовской губерний. В свободное время Мичурин изучал ботанику, географию растений, знакомился с каталогами сортов по плодоводству. В семи км от Козлова у слободы Турмасово Иван Владимирович сначала арендовал, а в 1888 году приобрёл участок земли. Вспоминая это время, он рассказывал близким, как после работы на железной дороге, он уходил в Турмасово, трудился на участке, затем возвращался в Козлов и ужинал частенько одной тюрей. Семья экономила во всём. А в 1889 году Мичурин ушёл со службы на железной дороге и целиком посвятил себя опытам в Турмасовском питомнике.

В память о работе на станции Ряжск-1 видного учёного-селекционера Ивана Владимировича Мичурина второго ноября 1967 года на здании вокзала была открыта мемориальная доска. Одна из улиц в городе Ряжске названа его именем. В 1932 году Козлов был переименован в город Мичуринск, названа его именем и железнодорожная станция.

Кстати, Турмасовский питомник не оправдал себя и ожидаемого результата Мичурину не принёс, после чего он нашёл другой участок – в долине реки Воронеж, близ Козлова. На нём работал до конца жизни, до 7 июня 1935 года. Похоронен Иван Владимирович Мичурин в Рязани, близ здания агротехнологического университета.

Память об учёном увековечена во многих местах, связанных с его земной жизнью. А в музее на станции Ряжск в одной из витрин выставлены конторские ножницы 70-х годов ХIХ века, которые были найдены в кладовке подвала вокзала. Вполне вероятно, что ими мог пользоваться, работая здесь старшим конторщиком, будущий учёный-селекционер Иван Владимирович Мичурин.

Валентина Кокорева,
методист музея на станции Ряжск,
общественный корреспондент «МоЖ»
Фото автора и из музейного архива


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31