18 апреля 2021 04:59

Амнистия для градуса

Алкогольная продукция может вернуться в ларьки и на стадионы.
Минпромторг предлагает ослабить жёсткие антиалкогольные требования, введённые в стране в последние годы. К примеру, ведомство готово отменить запрет на реализацию спиртного на территориях спортивных объектов, в санаториях, на розничных рынках, в киосках, а также торговлю через Интернет. Объясняется это тем, что действующие жёсткие меры отрицательно сказываются на мелкой розничной торговле, для которой горячительное является основным товаром.

За короткое время закрылись более 18 тыс. кафе и ресторанов, а счёт закрывшихся ларьков и вовсе идёт на десятки тысяч. При этом отмечается, что сейчас запрещающие меры в сфере оборота алкоголя носят хаотичный характер, а не решают реальные проблемы.

Однако далеко не все эксперты согласны с докладом Минпромторга. Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин считает, что возвращать спиртное в мелкую розницу пока рано.
«Сейчас закрываются магазины промтоваров и одежды, на их месте растут продуктовые точки с алкогольными отделами. В итоге спиртное становится более доступным. Продавать пиво ещё и в круглосуточных ларьках, а тем более через Интернет, неразумно», – говорит эксперт.

Вместе с тем Павел Шапкин уверен, что нет необходимости в каких-то хаотичных, экстренных мерах. В ближайшее время в полную силу заработает система ЕГАИС, под контролем которой должны будут проводиться розничные продажи алкоголя. Быстро внедрить её ещё и в небольших магазинчиках шаговой доступности или ларьках на остановках не представляется возможным.
«Сперва нужно завершить уже начатые процессы, оценить их эффективность. Посмотреть хотя бы на результаты полугода функционирования ЕГАИС. Если же она будет признана неэффективной, то дальше нужна не схема с алкогольными ларьками и палатками, а вариант подконтрольного государству монополиста – такого, какой есть в Финляндии или Швеции», – поясняет Павел Шапкин.

Не согласен с потенциальным нововведением и директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков. «Политика снижения спроса на психоактивные вещества, а алкоголь является одним из них, – это традиционно сложная задача. Технологии её решения существуют разные. Одна из них – изъятие спиртного из зрительного ряда детей и молодёжи», – говорит Олег Зыков.

При этом он приводит в пример табачную продукцию – она так и останется под визуальным запретом, а алкоголь снова появится на общедоступных прилавках. Эксперт уверен, что это неизбежно привлечёт внимание молодых людей и увеличит потребление спиртного.

При этом часть запретов, по мнению Минпромторга, всё-таки должна остаться. Так, территориальные ограничения по продаже алкоголя рядом со школами и поликлиниками будут по-прежнему актуальны. Что же касается спортивных объектов, то антиалкогольные дни там будут объявляться только во время проведения соревнований.

Елена Александрова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31