23 апреля 2021 11:16

Миллионные плоды комплексного подхода и системной работы

Дмитрий Кожин, начальник службы технической политики Забайкальской дороги

«Гудок» постоянно уделяет внимание теме энергосбережения. Хочется поделиться нашим опытом в этом плане.

В прошлом году Забайкальская дорога вновь вышла на лидерские позиции в рейтинге энергоэффективности. Отмечу, что с момента создания ОАО «РЖД» ЗабЖД не раз была в числе первых на сети по этому показателю. По итогам же 2015 года сэкономлено 100 млн кВт·ч энергоресурсов на сумму более 400 млн руб. Это результат комплексного подхода и системной работы.

Если говорить о тяге – основном потребителе энергоресурсов, – то здесь приносит плоды стратегическое решение компании по обновлению локомотивного парка дороги электровозами 2/3ЭС5К «Ермак», которое реализуется с 2012 года. На магистраль пришло уже 368 таких машин. Сочетание новых технических возможностей «Ермаков» и целевой работы с локомотивными бригадами и дежурно-диспетчерским персоналом только от повышения эффективности рекуперативного торможения принесло экономию 276,5 млн кВт·ч энергии на сумму 190 млн руб. Ещё одно решение, реализованное в прошлом году, – организация вождения тяжеловесных и соединённых поездов. Было проведено более 10 тыс. соединённых поездов. Это дало возможность не только выполнить в установленные сроки модернизацию 350 км пути с обеспечением высокого качества эксплуатационной работы, но и сберечь более 9 млн кВт·ч, или 24,5 млн руб.

В рамках программы ресурсосбережения в прошлом году магистраль приступила к реализации пилотного проекта вождения грузовых поездов по энергооптимальным расписаниям, рассчитанным с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) «Эльбрус». Система принята в промышленную эксплуатацию. Уже в этом году в соответствии с целевой задачей практическое применение АПК должно принести экономию топливных ресурсов на Восточном полигоне на сумму около 300 млн руб.

Для организации движения по жёстким «ниткам» графика в режиме «автомашинист» в 2015 году 16% локомотивов объединённого парка ЗабЖД и ДВЖД оснастили интеллектуальными системами автоматизированного вождения поездов – распределённая тяга ИСАВП РТ. С их помощью расход электроэнергии при пропуске каждого поезда можно снизить на 3–10%. В этом году запланировано увеличить уровень оснащения локомотивов ИСАВП РТ до 28%, ожидаемый годовой эффект – 6,8 млн руб.

Для ликвидации «паровозных» котельных в прошлом году построены две современные блок-модульные котельные на станциях Ерофей Павлович и Шимановская. Годовая экономия топлива – 19 млн руб. В этом году такие объекты появятся ещё на шести станциях, расчётный годовой эффект – 22,3 млн руб.

Программа внедрения систем светодиодного освещения парков станций реализуется на дороге в течение пяти лет. В 2015-м такое освещение появилось в нечётном парке станции Могоча. Ожидаемый эффект за год – 1 млн руб. В этом году аналогичные системы появятся ещё на двух станциях.

Кроме того, проводится постоянная работа по снижению неграфиковых остановок, оптимизации горячего простоя локомотивов и повышению эффективности систем учёта электроэнергии. При формировании инвестпрограмм и программ технического перевооружения обязательно предусматривается использование энергоэффективных решений.

При этом нужно учитывать климатические, демографические, эксплуатационные и другие особенности и дороги, и Восточного полигона в целом. РЖД формируют здесь инфраструктурный комплекс с широким спектром внедрения инновационных энергосберегающих технологий, что влияет на снижение себестоимости грузовых перевозок. Дорога со своей стороны готова реализовать максимально полный потенциал таких решений для роста эффективности деятельности.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31