
Миллионные плоды комплексного подхода и системной работы
Дмитрий Кожин, начальник службы технической политики Забайкальской дороги

В прошлом году Забайкальская дорога вновь вышла на лидерские позиции в рейтинге энергоэффективности. Отмечу, что с момента создания ОАО «РЖД» ЗабЖД не раз была в числе первых на сети по этому показателю. По итогам же 2015 года сэкономлено 100 млн кВт·ч энергоресурсов на сумму более 400 млн руб. Это результат комплексного подхода и системной работы.
Если говорить о тяге – основном потребителе энергоресурсов, – то здесь приносит плоды стратегическое решение компании по обновлению локомотивного парка дороги электровозами 2/3ЭС5К «Ермак», которое реализуется с 2012 года. На магистраль пришло уже 368 таких машин. Сочетание новых технических возможностей «Ермаков» и целевой работы с локомотивными бригадами и дежурно-диспетчерским персоналом только от повышения эффективности рекуперативного торможения принесло экономию 276,5 млн кВт·ч энергии на сумму 190 млн руб. Ещё одно решение, реализованное в прошлом году, – организация вождения тяжеловесных и соединённых поездов. Было проведено более 10 тыс. соединённых поездов. Это дало возможность не только выполнить в установленные сроки модернизацию 350 км пути с обеспечением высокого качества эксплуатационной работы, но и сберечь более 9 млн кВт·ч, или 24,5 млн руб.
В рамках программы ресурсосбережения в прошлом году магистраль приступила к реализации пилотного проекта вождения грузовых поездов по энергооптимальным расписаниям, рассчитанным с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) «Эльбрус». Система принята в промышленную эксплуатацию. Уже в этом году в соответствии с целевой задачей практическое применение АПК должно принести экономию топливных ресурсов на Восточном полигоне на сумму около 300 млн руб.
Для организации движения по жёстким «ниткам» графика в режиме «автомашинист» в 2015 году 16% локомотивов объединённого парка ЗабЖД и ДВЖД оснастили интеллектуальными системами автоматизированного вождения поездов – распределённая тяга ИСАВП РТ. С их помощью расход электроэнергии при пропуске каждого поезда можно снизить на 3–10%. В этом году запланировано увеличить уровень оснащения локомотивов ИСАВП РТ до 28%, ожидаемый годовой эффект – 6,8 млн руб.
Для ликвидации «паровозных» котельных в прошлом году построены две современные блок-модульные котельные на станциях Ерофей Павлович и Шимановская. Годовая экономия топлива – 19 млн руб. В этом году такие объекты появятся ещё на шести станциях, расчётный годовой эффект – 22,3 млн руб.
Программа внедрения систем светодиодного освещения парков станций реализуется на дороге в течение пяти лет. В 2015-м такое освещение появилось в нечётном парке станции Могоча. Ожидаемый эффект за год – 1 млн руб. В этом году аналогичные системы появятся ещё на двух станциях.
Кроме того, проводится постоянная работа по снижению неграфиковых остановок, оптимизации горячего простоя локомотивов и повышению эффективности систем учёта электроэнергии. При формировании инвестпрограмм и программ технического перевооружения обязательно предусматривается использование энергоэффективных решений.
При этом нужно учитывать климатические, демографические, эксплуатационные и другие особенности и дороги, и Восточного полигона в целом. РЖД формируют здесь инфраструктурный комплекс с широким спектром внедрения инновационных энергосберегающих технологий, что влияет на снижение себестоимости грузовых перевозок. Дорога со своей стороны готова реализовать максимально полный потенциал таких решений для роста эффективности деятельности.